Новый трек в аспирантуре Института образования научит измерять навыки XXI века
В аспирантской школе по образованию НИУ ВШЭ открыт новый профиль «Измерение и оценивание в образовании». Аналогов нет не только в России, но и в большинстве европейских стран. Иностранные абитуриенты, претендующие на квоты Правительства РФ, смогут подать документы на этот профиль до 31 марта, а все остальные абитуриенты — во вторую волну набора, которая продлится с 1 августа до 14 сентября.
Что такое трек?
Каждая аспирантская школа Вышки готовит аспирантов по широкому направлению, в рамках которого выделены профили (треки) по той или иной исследовательской тематике. В традиционной системе организации аспирантуры эти профили определялись общими правилами Высшей аттестационной комиссии, теперь же в аспирантских школах ВШЭ выделяют их самостоятельно, поясняет Елена Кобзарь, начальник управления аспирантуры и докторантуры ВШЭ.
Важно, что для открытия того или иного трека в аспирантской школе недостаточно одного профессора, занимающегося данной тематикой. Конечно, с аспирантом, как и раньше, работает научный руководитель, но есть и другие авторитетные исследователи, также вовлеченные в эту работу.
Измерить неизмеримое
Трек «Измерение и оценивание в образовании» появился в Аспирантской школе по образованию не случайно. Уже несколько лет действует магистерская программа «Измерения в психологии и образовании», в Вышке сформирован пул исследователей этой тематики.
Измерения в образовании в последние годы становятся все более востребованными — ежегодно в России разрабатывается множество мониторингов для школьников, заданий предметных олимпиад. К тому же Россия участвует во многих сравнительных международных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS, iPIPS. «В системе образования нужны специалисты, которые умеют разрабатывать хорошие инструменты и научно обосновывать их качество. Понимают контекст образования и могут анализировать данные, полученные в рамках этих исследований. Знания и навыки, которые можно получить у нас, применимы не только в образовании, но и в других сферах, например, HR, психологии», — подчеркивает заместитель руководителя Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Татьяна Канонир.
Чтобы грамотно разработать задания для тестирования или экзамена, специалисту по измерениям недостаточно знаний предмета, поясняет Татьяна Канонир. Например, сложность задания по математике может возрасти из-за объема текста или путаного изложения задачи. «В этом случае мы не знаем, что же мы на самом деле измерили, математические навыки или навыки чтения, — поясняет она. — Или задание может быть так составлено, что дает преимущества определенной группе и понижает шансы другой. И здесь на помощь приходят знания психометрики, благодаря которым можно гарантировать качество измерительных инструментов, в том числе выявляя проблемы каждого отдельного задания».
Хотя традиционные формы заданий справедливы, они не всегда оптимальны в современных условиях, считает Татьяна Канонир. В образовании растет необходимость измерять сложные конструкты — например, такие навыки XXI века, как креативность и коммуникативность. Измерять то, что раньше казалось неизмеримым, помогают развивающиеся IT-технологии. Они сделали возможным компьютерное адаптивное тестирование, открыли широкие возможности для проектирования заданий в виде игр или сценариев. «Разрабатывая такое задание, специалист-психометрик, по сути, становится его режиссёром», — подчеркивает Татьяна Канонир.
Для кого этот трек?
Трек «Измерение и оценивание в образовании» предназначен для выпускников вузов с самым разным опытом и из разных областей — психологии, педагогики, экономики, социологии, статистики и других. Программа построена таким образом, чтобы адаптировать и ввести в профессию каждого аспиранта, подчеркивает Татьяна Канонир. Поскольку аспирантская программа ориентирована на международный уровень, нужно хорошее знание английского.
Вступительные испытания проходят в соответствии с критериями аспирантской школы по образованию. «Единственное отличие — мы ожидаем, что студенты, которые захотят обучаться на треке по измерениям, напишут об этом в мотивационном письме и отразят мотивацию в описании своего предполагаемого диссертационного исследования (research proposal)», —отмечает руководитель профиля.
Международное сотрудничество
Аспирантская программа разработана при поддержке Всемирного банка в партнерстве с Бостонским колледжем (США). Его профессора Ларри Ладлоу, Майкл Расселл и Лора О'Двайэр помогли создать программу с «изюминкой», поясняет Татьяна Канонир.
«По совету коллег мы отказались от привычного формата курсов, и весь учебный материал организовали в четырёх тематических блоках: «Методология исследования и базовая статистика», «Углубленная статистика», «Разработка инструментов» и «Углубленная психометрика», —рассказывает она. — Это помогает увидеть полную картину разработки оценивающих инструментов. Наши аспиранты смогут поработать с коллегами из США, а также с другими признанными в мире исследователями-психометриками во время их визитов к нам на программу».
PhD или кандидат наук?
Высшая школа экономики перешла на новую систему присуждения ученых степеней. Они будут признаны государством и не потребуют дополнительного подтверждения. Однако выпускники Аспирантской школы по образованию смогут выбрать путь защиты диссертации на свое усмотрение — традиционным способом через ВАК (совместный диссертационный совет ВШЭ и РПГУ имени Герцена по педагогике продолжает работать) или в диссертационном совете ВШЭ.
«Никаких ограничений здесь не существует, но второй путь объективно лучше, — считает Татьяна Канонир. — В этом случае диссертацию рассматривает специально созданный комитет, состоящий из экспертов именно по теме работы. Другой важный плюс — возможность защиты по совокупности статей вместо подготовки диссертации. В случае защиты в нашем диссертационном совете соискателю присуждается степень кандидата наук НИУ ВШЭ в области образования — Philosophy doctor HSE, PhD HSE, что повышает его авторитет в профессиональном сообществе».
Канонир Татьяна
Доцент Департамента образовательных программ
Кобзарь Елена Николаевна
Начальник управления аспирантуры и докторантуры