ИИ в образовании: как преодолеть соблазн готовых решений
Искусственный интеллект уже стал обыденностью для молодежи: как показал опрос, около 87% студентов ведущих вузов используют ИИ в процессе обучения. Большая часть из них отметила, что он помогает им экономить время, при этом они проверяют сделанную ИИ работу. Результаты исследования были представлены на конференции по анализу данных и технологиям ИИ Data Fusion. В ее работе приняли участие научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и другие эксперты Вышки.
Ярослав Кузьминов
Ярослав Кузьминов выступил модератором панельной дискуссии «Кадры для ИИ и в ИИ: как и чему учить в условиях развития генеративных моделей». «Мы собрали эту панель из людей, которые не только работают с искусственным интеллектом —это один из видов будущего, — они работают с двумя видами будущего, потому что они представляют систему образования. И мы собираемся поговорить о том, какие изменения система образования должна претерпеть со вступлением искусственного интеллекта. Он сегодня, хотим мы этого или не хотим, нас уже окружает, и университеты должны на него реагировать», — сказал он, открывая мероприятие.
Ярослав Кузьминов представил результаты опроса, проведенного в марте — апреле 2025 года. Более четырех тысяч учащихся 10 ведущих университетов страны отвечали на вопросы об использовании ИИ. Исследователей интересовало, считают ли студенты искусственный интеллект полезным и насколько доверяют ему.
Оказалось, что около 87% респондентов используют ИИ в процессе своего обучения. Из них 36% — для выполнения учебных задач больше одного раза в неделю, 33% — несколько раз в месяц, 10,7% — ежедневно. 12,5% респондентов никогда не используют ИИ в обучении.
Более 75% респондентов ответили, что ИИ помогает им экономить время. Менее 10% не ощущают такого эффекта, а 14,8% затруднились с ответом. Почти 70% перераспределяют сэкономленное время на личную жизнь и отдых, что может свидетельствовать о стремлении людей к балансу между работой и личным временем. Значительная доля респондентов использует высвободившиеся ресурсы для профессионального развития — выполнения дополнительных задач (51,5%) и улучшения качества работы (45,8%).
При этом лишь 13% готовы поручить ИИ любую работу. 61% респондентов не доверят ИИ подготовку дипломных и выпускных работ. Треть не хочет, чтобы он выполнял письменные задания, еще треть — практические и лабораторные работы, 24% — подготовку к устным выступлениям и 17% — поиск и обработку учебных материалов при подготовке к занятиям.

Абсолютное большинство респондентов (82%), прежде чем сдать работу, осуществляют фактчекинг текстов, сгенерированных ИИ. Около трети респондентов редактируют более 51% текста, созданного ИИ. То есть на исправление за ним можно потратить столько же времени, сколько на написание с нуля, отметил Ярослав Кузьминов.
«Полезен ли искусственный интеллект? Ну конечно, полезен, потому что по крайней мере тебе есть от чего оттолкнуться, тебя подвели к тому, что вот это можно написать так», — пояснил научный руководитель Вышки.
Более 62% респондентов заявили, что не испытывают сложностей при выполнении операций без ИИ. Однако значительная часть признала, что при выполнении ряда задач трудно обходиться без ИИ. Среди тех, кто чувствует зависимость от ИИ, большинство (77,6%) оценивают такое замещение функций нейтрально (43,3%) и положительно (34,3%).
«На что надо обращать вузам внимание: в 85% случаев преподаватели не замечали искусственного интеллекта в работах студента. То есть они не имеют методик выделения применения искусственного интеллекта, и пока прокатывает. Как это будет развиваться, давайте смотреть», — сказал Ярослав Кузьминов. Он подчеркнул, что большинство вузов сейчас имеют очень серьезное отставание в компетенциях в сфере ИИ, и отметил, что это огромный вызов для высшей школы, не только отечественной, но и мировой.
Александр Крайнов
Директор по развитию технологий искусственного интеллекта «Яндекса» Александр Крайнов считает, что сегодняшние студенты гораздо лучше разбираются в теме ИИ, чем преподаватели. Учитывая, что технология меняется с сумасшедшей скоростью, университетам придется сильно постараться, чтобы оправдать свою полезность.
«Мне кажется, в обучении пользованию искусственным интеллектом, в создании специалистов нужно четко разделить все образование на две части. Фундаментальную, которая более-менее стабильна, и динамичную, про которую нужно понимать, что если ты два раза в год не меняешь программу обучения, то ты отстаешь. И второе — переделать сознание преподавателей, чтобы они понимали, что их задача не научить студента тому, что он уже знает, а помочь студенту научиться тому, чего он сам не знает», — считает он.
Нужно ли вообще в рамках университетов учить пользоваться искусственным интеллектом, задается вопросом директор Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ Андрей Райгородский. По его мнению, вузы должны формировать фундаментальные знания, а не заниматься подготовкой ремесленников, то есть людей, которые умеют хорошо чем-то пользоваться.
Евгений Ивашкевич
Университет должен фокусироваться на том, чтобы развивать будущих создателей ИИ, согласился ректор Центрального университета Евгений Ивашкевич. Но для этого студенты должны сначала научиться пользоваться своим интеллектом без применения искусственного, считает он. «Поэтому мы относимся к применению ИИ так же, как к списыванию, потому что мы воспитываем людей, которые должны это создавать, а не просто пользоваться. В то же время, когда мы говорим о преподавателях, которые должны сделать большое количество домашних работ для студентов с разными вариантами и так далее, там мы поощряем использование ИИ, потому что преподаватель, безусловно, умеет решать задачу и знает, как это сделать. Он использует ИИ, чтобы облегчить свой труд. Все зависит от целей», — аргументировал он свою позицию.
Ключевая задача — формирование у человека аналитического навыка, подытожил Ярослав Кузьминов. Но обсуждать, где нужен или не нужен ИИ, уже поздно, так как ИИ-реальность уже окружила и среднюю школу, и университеты, а преподаватели не могут не только контролировать, но и распознать его применение.

«Нам надо обсуждать, как мы можем преодолеть соблазн готовых решений. На мой взгляд, только одним путем: процедура обучения собственному решению должна быть более увлекательной, чем обращение к готовому решению. Как это можно сделать, мы вели об этом многие разговоры. Один из рецептов, который приходит в голову, — это то, что мы должны обучать использованию искусственного интеллекта с его ограничениями и устраивать дискуссии не по поводу того, сам ты написал или нет, а по поводу того, какие ошибки ты выловил в решении, которое тебе выдала та или иная модель ИИ», — резюмировал он.
Именно этому учат на магистерской программе Вышки «Математика машинного обучения», рассказал Научный руководитель Института ИИ и цифровых наук НИУ ВШЭ Алексей Наумов. «Мы учим как раз не тому, как использовать модели, а тому, как в глубину размышлять, почему тот или иной алгоритм плохой и о чем это говорит», — пояснил он.
В конференции Data Fusion также приняли участие другие сотрудники НИУ ВШЭ. Директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Чулок выступил на сессии «Обогнать, не догоняя: асимметричный технологический ответ», на которой обсуждали успехи и перспективы России в развитии наукоемких технологий.
Операционный директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Алексей Масютин модерировал сессию «Оборот промышленных данных», участники которой обсудили текущее состояние, проблемы и перспективы оборота промышленных данных в России, чтобы выработать рекомендации для развития нормативной базы, технологической инфраструктуры и стимулирования обмена данными между участниками рынка.
Алексей Незнанов, доцент департамента анализа данных и искусственного интеллекта ФКН, выступил в качестве модератора и спикера кейс-сессии «Data MLOps. Теория и практика», рассказав про формальное знание о качестве данных, DataOps и MLOps. Денис Беломестный, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных ФКН, на кейс-сессии «Математическая оптимизация» рассказал об обучении с подкреплением на основе предпочтений в финансовых приложениях. Дмитрий Ильвовский, научный сотрудник Международной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа ФКН, в рамках кейс-сессии на тему генерации, дополненной поиском (RAG), представил доклад об адаптации для русского языка GraphRAG — продвинутого метода, который объединяет преимущества поиска знаний на основе графов с LLM.
Научный руководитель Института ИИ и цифровых наук НИУ ВШЭ Алексей Наумов и заведующий Международной лабораторией стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных ФКН НИУ ВШЭ Сергей Самсонов поделились своим опытом на сессии «Обзор актуальных исследований в области ИИ». Сергей Самсонов, в частности, посвятил свое выступление на ключевой сессии генеративным потоковым сетям, которые объединяют множество модных направлений в ИИ. Алексей Наумов также стал модератором сессии, где обсудили последние научные достижения в области ИИ.
Сессия «ML+ наука: гуманитаристика» собрала целый коллектив сотрудников Вышки: модератором стал руководитель департамента анализа данных и искусственного интеллекта, заведующий Международной лабораторией интеллектуальных систем и структурного анализа Сергей Кузнецов, а участниками — директор Центра языка и мозга Ольга Драгой, ведущий научный сотрудник Лаборатории критической теории культуры Анастасия Углева, заместитель руководителя департамента анализа данных и искусственного интеллекта Василий Громов и профессор Школы лингвистики факультета гуманитарных наук Ольга Ляшевская. Кроме того, Ольга Драгой приняла участие в дискуссии «Поговори хоть ты со мной: нейросеть - больше, чем помощник».
Вам также может быть интересно:
Большинство студентов не верят, что ИИ сможет заменить их на работе
Большинство студентов считают, что ИИ не сможет заменить их на работе в ближайшие десять лет. Низким такой риск называют 27,2% респондентов, 41,5% — крайне маловероятным. Эти оценки были получены НИУ ВШЭ в ходе опроса 4200 студентов в 2025 году. Они приводятся в докладе «Эпоха больших языковых моделей: почему они все еще не профессионалы», подготовленном научным руководителем НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и старшим преподавателем кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Екатериной Кручинской. Доклад был представлен на XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, которая проходит с 15 по 18 апреля в НИУ ВШЭ.
Точный ИИ-оракул: какие тренды интересуют бизнес
Современные технологии ежедневно меняют мир, автоматизируя бизнес-процессы в различных отраслях. Специалисты НИУ ВШЭ представили масштабный опыт команды iFORA по реализации ИИ-проектов в интересах крупных компаний и органов власти.
Перспективы ИИ: математика машинного обучения в фокусе
Институт искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ провел выездной воркшоп «Математика машинного обучения». Здесь собрались ведущие ученые и специалисты НИУ ВШЭ в области машинного обучения, математики и статистики. В центре внимания исследователей оказались математические аспекты, лежащие в основе современных и наиболее перспективных направлений машинного обучения. Программа воркшопа включала мини-курсы, практические работы, доклады и круглый стол, посвященный перспективам развития ИИ в России.
Внедрение искусственного интеллекта в организации: какие эффекты отмечают сотрудники
45% организаций, которые занимались внедрением ИИ в работу, заявили о повышении производительности труда в результате его использования. Об этом говорится в исследовании «Внедрение ИИ в работу организаций: чем обусловлена вариация эффектов на труд?». Исследование проведено директором Центра статистики труда и заработной платы ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анной Демьяновой и стажером-исследователем центра Дарьей Талакаускас. Оно было презентовано на XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (XXV ЯМНК), проходящей в НИУ ВШЭ с 15 по 18 апреля.
«Идею всегда задает человек»: что дает ИИ образованию и медиа
ИИ-технологии меняют принципы работы образования и медиаиндустрии. Большинство студентов уже в той или иной мере используют ИИ, а нейросети уже массово производят все виды контента. Возможности и вызовы эксперты обсудили на конференции «Образование и медиа в эпоху цифровых перемен», организованной Дирекцией по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ и «Яндекс Образованием».
В Вышке стартовали открытые семинары «ИИ в индустрии»
Институт искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ запустил цикл открытых семинаров. Встречи посвящены актуальным вопросам внедрения искусственного интеллекта в различные отрасли экономики. Семинары проводятся еженедельно в 18:00 в кампусе на Покровском бульваре. Для участников также предусмотрена онлайн-трансляция.
Ученые представили новый метод для работы с несбалансированными данными
Специалисты факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ и Лаборатории искусственного интеллекта Сбера разработали геометрический метод расширения данных — Simplicial SMOTE. Тесты на разных наборах данных показали, что он значительно улучшает качество работы AI. Метод особенно полезен в ситуациях, когда редкие случаи очень важны, например в борьбе с мошенничеством или при диагностике редких болезней. Результаты исследования доступны в открытом архиве Arxiv.org и будут представлены на Международной конференции по обнаружению знаний и анализу данных (KDD) летом 2025 года в Торонто.
В Вышке рассчитали экономический эффект от внедрения технологий ИИ в России
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ оценил потенциальный экономический эффект от внедрения и использования технологий искусственного интеллекта в отраслях российской экономики до 2035 года. Эксперты также предположили, каким должен быть объем ресурсов, которые потребуются организациям для освоения данного класса технологий.
Мегасайенс, ИИ и суперкомпьютеры: Вышка расширяет сотрудничество с ОИЯИ
Специалисты по компьютерным технологиям НИУ ВШЭ и Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) обсудили сотрудничество и совместные проекты на встрече в Лаборатории информационных технологий им. М.Г. Мещерякова (ЛИТ). Со стороны ВШЭ в дискуссии участвовали заведующий Лабораторией вычислительной физики МИЭМ Лев Щур и сотрудники Научно-учебной лаборатории методов анализа больших данных факультета компьютерных наук Денис Деркач и Федор Ратников.
Искусственный интеллект предсказал поведение квантовых систем
Ученые ВШЭ совместно с коллегами из Университета Южной Калифорнии разработали алгоритм, который быстро и точно предсказывает поведение квантовых систем — от квантовых компьютеров до солнечных батарей. С его помощью удалось смоделировать процессы в полупроводнике MoS₂ и выяснить, что на движение заряженных частиц влияет не только количество дефектов, но и их расположение. Эти дефекты могут замедлять или ускорять перенос заряда, создавая эффекты, которые раньше было сложно учесть при применении стандартных методов. Исследование опубликовано в журнале The Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).