«Свежо, смешно, ярко»: студенты Вышки придумали дата-комикс, основанный на данных ЦОДД
Во время учебы студенты НИУ ВШЭ не только приобретают теоретическую базу, но и ведут насыщенную проектную деятельность. Многие открывают стартапы, которые в дальнейшем перерастают в крупные бизнесы, ведут значимые исследовательские работы. Так, студенты второго курса трека «Журналистика данных» магистратуры «Современная журналистика» придумали проект о велоинфраструктуре Москвы.
Валерия Катаева, Елизавета Куликова и Даниил Поляков создали уникальный комикс, основанный на реальных статистических данных, полученных от Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Они объединили журналистику, визуализацию данных и искусство комикса, чтобы наглядно и доступно рассказать жителям города о современных возможностях велотранспорта.
Увидеть комикс можно тут.
«Когда ребята рассказали мне о своей идее создать дата-комикс о московском транспорте, я была настроена довольно скептично. Так как я сама работаю в этой сфере, мне было трудно увидеть какой-то кардинально новый поворот в освещении дорожно-транспортной инфраструктуры», — рассказывает Мария Казакова, академический руководитель проекта, приглашенный преподаватель Института медиа и Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского НИУ ВШЭ.
Мария Казакова
Мария Казакова переживала, как бы работа не вышла скучной и бюрократической, но студенты верили в успех. «Когда они показали мне первый черновик, я не могла перестать улыбаться. Это так свежо, смешно, интересно, ярко, вовлекающе — давно не видела такого смелого и новаторского подхода к данным. Финальный результат вообще выше всяких похвал. Как показали опросы, дата-комикс о голубе Степане нравится людям разных возрастов и профессий», — поделилась Мария Казакова. Она отметила, что до этого на «Журналистике данных» никто не создавал дата-комикс в качестве выпускного проекта.
Студенты рассказали новостной службе «Вышка.Главное» об идее комикса, процессе его создания и планах по развитию проекта.
Валерия Катаева
— На старте у нас было три идеи: об экологии, кибербезопасности и транспорте. В итоге остановились на третьей, потому что городским транспортом пользуются все. Сразу решили, что проект будет посвящен Москве — городу, в котором мы живем, учимся и работаем. Хотим рассказывать о том, что близко нам и нашей аудитории, — такие сюжеты вызывают больший отклик, чем абстрактные и далекие темы.
К формату тоже пришли осознанно. Один из наших преподавателей говорил: «Найдите такую тему, с которой вам не станет скучно через два месяца». Мы к этому и стремились. Дата-комиксы только начинают развиваться в России, и нам было важно сделать вклад в это направление, попробовать его возможности и показать, как через визуальный сторителлинг можно говорить о сложных городских процессах.
Когда мы выбрали тему городской инфраструктуры, сотрудничество с ЦОДД стало логичным шагом — это один из ключевых поставщиков транспортных данных в Москве. Благодаря ЦОДД мы также вышли на «Велобайк», что позволило собрать более полную картину. Для проекта о транспорте это особенно важно: если опираться только на открытые источники, трудно получить актуальные и достоверные данные.
Елизавета Куликова
— Целевая аудитория проекта — жители Москвы 18–45 лет, которые пользуются велосипедами или интересуются урбанистикой, городским транспортом и современными технологиями.
Также комикс как формат может быть интересен журналистам, дизайнерам и аналитикам. Мы создали его, чтобы сделать информацию о развитии велоинфраструктуры и крупных транспортных проектах более доступной и повысить уровень грамотности аудитории в области данных.
В проекте Валерия отвечала за работу с данными: сбор, обработку и анализ, а также курировала нашу работу. Я создавала композицию и сюжет проекта, образ персонажа и его реплики. На Данииле же было все, что касалось визуальной составляющей: он делал сетку комикса и отрисовывал кадры, подбирал их цвета и стиль. Роли одновременно и пересекались, и были четко разграничены. Мы часто помогали друг другу, давали правки и делились взглядом со стороны.
Даниил Поляков
— Дата-комикс — это жанр, в котором художественные приемы сочетаются с элементами визуализации данных. Данные органично встраиваются в сюжет, чтобы объяснить сложные вещи широкой аудитории.
Cегодня между развитием городской инфраструктуры и восприятием горожан часто возникает разрыв: важные транспортные проекты остаются незамеченными. При этом в Москве происходит активное развитие велотранспорта: за последние 5 лет общая длина велодорожек выросла на 63%, был запущен маршрут «Зеленое кольцо», а также увеличилось число поездок на велотранспорте. Но в сухих отчетах эти изменения теряются.
Чтобы сделать информацию доступной и интересной, мы создали комикс, основанный на реальных данных. Основной сложностью стал масштаб работы: нужно было не только создать сюжет и визуал, но и корректно подать данные. В команде нет профессиональных художников, поэтому для первых иллюстраций мы использовали нейросети. Далее всю доработку — прорисовку персонажа, единый стиль и редактуру — сделали вручную.
Впереди у команды большие планы. Студенты собираются развивать проект и создать целую серию дата-комиксов о транспорте. В фокусе — знакомые, но не до конца понятные горожанам темы: зеленая волна светофоров, видеофиксация нарушений, работа патрульных служб.
Объединять все выпуски будет голубь Степан — наблюдатель, рассказчик и просто внимательный горожанин. Он задает вопросы, удивляется, шутит и тем самым делает историю живой и человечной.
Создатели проекта уверены: у дата-комиксов большой потенциал в образовании и медиа. А если удается не только передать информацию, но и вызвать улыбку, значит, все получилось так, как они и задумывали.