«Я не представляю себя студентом другого российского университета»
Владимир Шестаков приехал в Москву из небольшого города на северо-западе Казахстана. В этом году он станет выпускником факультета экономических наук Высшей школы экономики, а пока учится удаленно и проходит стажировку в инвестиционной компании. Почему именно Москва, легко ли было поступить и чем так притягательна Вышка, студент рассказал новостной службе портала.
О выборе вуза и важности окружения
Я приехал в Москву из Уральска, это казахстанский город на границе с Самарской областью. Учусь на 4 курсе образовательной программы «Экономика» факультета экономических наук.
О высшем образовании в России я думал чуть ли не с самого детства. Здесь и мои исторические корни, и много родственников, да и уровень высшего образования в Москве или Санкт-Петербурге несопоставим с альтернативами, которые предлагает мой город. При этом Высшая школа экономики на фоне остальных столичных университетов для меня выделялась не только международной репутацией и карьерными возможностями в экономике и финансах, но и прогрессивными взглядами большинства студентов и профессуры. Я убежден, что окружение не менее важно для личного и профессионального развития, и в Вышке отдача от этой составляющей как нельзя выше.
НИУ ВШЭ нет и 30 лет, но это единственный известный мне университет, который за столь короткий срок зарекомендовал себя на мировом уровне
Что, конечно, не могло не повлиять на мой выбор.
Москва — город возможностей. Здесь каждый может реализовать свой потенциал. В российской столице столько интересного, что даже спустя четыре года я ежедневно открываю для себя что-то новое.
О годе в Америке и поступлении в ВШЭ
Мое поступление стало своеобразным опытом. В 11 классе я учился по обмену в США — мне не хотелось готовиться к экзаменам, но и терять год впустую тоже было невозможно. Примерно в январе-феврале я начал смотреть, когда и в какой форме проводятся вступительные испытания для иностранных граждан, и обнаружил, что Вышка предоставляет возможность сдать экзамены онлайн через Экзамус. Плюс в этом случае не нужно было сдавать экзамен по обществознанию — предмету, который крайне отличался от всего в моей школьной программе. Несмотря на неожиданные сложности в виде блокировки Экзамуса американским интернетом, сдать два предмета получилось достаточно успешно, и уже в мае мне пришло письмо с рекомендацией на бюджетное место. Сейчас я уже не вспомню, какие вопросы были на экзаменах, но чего-то совершенно незнакомого мне не попалось. Далее все также шло понятно и организованно. Если у меня возникали мелкие вопросы по отправке документов, то Консультационный центр для иностранных абитуриентов всегда реагировал оперативно и четко.
Об адаптации к московскому ритму и учебе
Новая жизнь не вызывала трудностей. Да, в первые пару недель пришлось оперативно понять, каким маршрутом и сколько по времени добираться до корпуса, чем один магазин отличается от другого, где покупать кофе и т. д., но масштабы города точно не пугали, а, скорее, вдохновляли его изучать. Адаптация к учебе у меня прошла странно, но это из-за контрастов и какой-то внутренней неуверенности. В течение выпускного года в Америке я успел полностью отвыкнуть от того, что учеба не заканчивается занятиями в школе и порой нужно до утра сидеть, пытаясь разобраться в материале и успешно закрыть дедлайны. Сейчас та, американская школа у меня ассоциируется намного больше с общением и занятиями легкой атлетикой, нежели с учебным процессом. По приезде же в Вышку я услышал про сдачу ЕГЭ, российские олимпиады, к которым многие однокурсники готовились годами, конкурсы, летние школы — то, чем я никогда не занимался. Из-за этого мне казалось, что по сравнению с другими студентами я переоценил свои способности при выборе университета. Сейчас понимаю, что это все совсем не обязательно для отличной учебы. Главное — учиться сейчас, не думая о школьных заслугах. Страх вылететь сыграл мне на руку: я подходил ко всем заданиям с максимальной ответственностью.
Всем иностранцам на первом курсе предлагают помощь ассистента для подготовки сложных предметов. Уверен, что в Вышке всегда найдутся и волонтеры, готовые помочь иностранцу освоиться и в новой культурной среде.
О дистанте
Карантин я проводил в Москве: боялся, что возвращение в офлайн может произойти в условиях закрытых границ. Так и произошло: в первом семестре этого учебного года студенты, находящиеся в России, учились офлайн, в то время как для иностранцев организовали онлайн-занятия. Я не получаю удовольствие от дистанционной учебы, поэтому очень рад, что решил остаться. К тому же я собирался искать стажировку, а в Москве вероятность найти ее в разы выше. Стажировка у меня в итоге дистанционная, но в любой момент все может измениться.
Дистант в университете организован хорошо. Многие преподаватели идут навстречу студентам, скидывая записи лекций и семинаров. Думаю, это оптимизирует учебу как у людей, не пропускающих ни одного занятия и просматривающих записи для полного усвоения материала, так и у тех, кто предпочитает гибкий график и делает все в последний момент. Сам я отношусь к людям с волатильным энтузиазмом и предпочитаю изучать материал, когда мне удобно, а не в строго назначенное время ранним утром. От Экзамуса у меня, как и у большинства знакомых, не самые приятные впечатления, но, к счастью, сталкиваться с ним приходилось далеко не на каждом экзамене.
О том, что нравится в Вышке
Университет не только оправдал мои ожидания от учебы, но и открыл для меня исследования, студенческие клубы, волонтерский центр и, конечно, познакомил меня с людьми, без которых я уже не могу представить свою жизнь. Плюс, за это время мне удалось побыть учебным ассистентом по нескольким предметам, ассистентом-исследователем и даже съездить на семестр по обмену в Нидерланды, не говоря уже про конференции, кейсы и проекты, в рамках которых была возможность посещать офисы и работать с сотрудниками международных компаний.
Мне нравятся ориентированность Вышки на современные стандарты, взаимодействие с преподавателями как с коллегами, а не по принципу иерархии, возможность самостоятельно составлять свое расписание, изучать майнор и участвовать в оценке преподавания
Этот список можно продолжать очень долго. И к этому настолько привыкаешь, что вспоминаешь про эти особенности Вышки только при обсуждении учебной жизни с людьми из других вузов. Сейчас я не представляю себя студентом другого российского университета. Поступление в НИУ ВШЭ стало одним из лучших решений в моей жизни.
Мне нравится, что многие выпускники Вышки продолжают учебу или работают за границей, поэтому наш университет знают по всему миру. Помимо карьерных возможностей в НИУ ВШЭ каждый может получить максимум от студенческой жизни, найдя себе клуб по интересам. И даже если того, что предлагает университет, покажется мало, уверен, со всем оставшимся справится Москва. Главное — быть активным и самостоятельно искать источники развития. И, наконец, программы обмена и сама учеба помогли мне понять, что опыт гибкой адаптации к другой среде явно не окажется лишним.
В НИУ ВШЭ рады абитуриентам из разных стран мира и предлагают не только разные уровни обучения, но и разные форматы на английском и русском, онлайн и офлайн. Иностранные абитуриенты могут поступить в бакалавриат и магистратуру в рамках отдельного конкурса и получить стипендию с полным покрытием стоимости обучения или грант с частичной оплатой стоимости обучения.
Так, при поступлении в бакалавриат, в том числе на пять англоязычных программ в Москве, можно перезачесть международные сертификаты по английскому языку и математике, например, IELTS, TOEFL, A-Level и результаты прочих международных экзаменов.
Абитуриенты бакалавриата могут проверить свои шансы на поступление уже сейчас, пройдя тренировочные тестирования. Абитуриенты магистратуры также имеют возможность получить предварительную оценку своего портфолио и пообщаться с программой онлайн.
Сотрудники Консультационного центра для иностранных абитуриентов готовы проконсультировать абитуриентов и их родителей по электронной почте inter@hse.ru, по телефону +7 (495) 531 00 59 или в WhatsApp +7 (916) 311 85 21, а также в соцсетях на русском и английском языках: Вконтакте, Facebook, Telegram и Instagram.
Вам также может быть интересно:
«Успех программы "Население и развитие" — в изучении междисциплинарных предметов»
Магистратура «Население и развитие» по количеству заявок иностранных студентов постоянно в топерейтинга лидеров образовательных программ НИУ ВШЭ. О том, в чем секрет высокой международной конкурентоспособности программы, ее особенность и уникальность, рассказывают руководители и выпускники.
«ВШЭ выделяется академической репутацией, международной средой и подходом к обучению»
В этом году Центру подготовки иностранных слушателей НИУ ВШЭ исполняется 10 лет. Абитуриенты из других стран проходят здесь годовой курс подготовки к поступлению в российские вузы. Преподаватели Вышки помогают будущим студентам получить знания и навыки, необходимые для успешного освоения программы высшего образования в России.
Новые направления обучения, более 300 заявок из 20 стран: открылся набор на “Study Tour Experience”
“Study Tour Experience” — уникальный проект для иностранных абитуриентов магистратуры, желающих примерить на себя, каково это — быть магистрантом Вышки. Международная учебная стажировка реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2020 года в двух форматах, онлайн и офлайн, на двух языках — английском и русском. В осеннем семестре 2024/25 учебного года стажировка пройдет с 11 по 23 ноября, а крайний срок подачи заявок — 13 октября.
В Вышке впервые прошел фестиваль Russian Culture Day
В начале марта в кампусе Вышки на Покровском бульваре состоялся фестиваль Russian Culture Day, организованный Дирекцией по интернационализации НИУ ВШЭ. Иностранные студенты приняли участие в викторинах, лекциях и мастер-классах, а также смогли попробовать традиционное русское угощение — блинчики с вареньем.
«НИУ ВШЭ — международный университет, представляющий разные культуры и народы»
19 декабря в атриуме корпуса ВШЭ на Покровском бульваре прошел масштабный фестиваль «Весь мир в одной Вышке», который объединил более 20 национальных студенческих организаций и клубов университета. Их представители рассказали участникам события о новогодних традициях разных народов, провели квизы и викторины. Организатором мероприятия выступила Дирекция по интернационализации ВШЭ.
Как вузы развивают интернациональную среду для самореализации иностранных студентов
Учеба в зарубежном вузе — это плюс для карьерного трека, бесценный опыт и расширение спектра возможностей. Но при этом для студента это еще и большой стресс от погружения в иную культурную среду и новые, подчас неожиданные, вызовы. Как университеты помогают учащимся адаптироваться и находить возможности для самореализации, эксперты и представители ведущих вузов обсуждали на сессии «Развитие интернациональной среды для создания комфортных условий самореализации иностранных студентов» в рамках Международной партнерской недели в НИУ ВШЭ.
Ориентационные сессии для иностранных студентов: «Я сегодня в ВШЭ — это исполнение моей мечты»
В Вышке прошли ориентационные сессии, которые Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников организовалдля поступивших в университет иностранных граждан. В ходе встреч эксперты центра рассказали о предоставляемом визово-миграционном сопровождении, внеучебной студенческой жизни, провели экскурсии по кампусу и тур по городу.
Высшая школа экономики открыла экспериментальную школу для студентов из Таиланда
НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге продолжает стратегическую программу по развитию образовательных и научно-исследовательских связей с вузами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По запросу Университета Таммасат (Таиланд) на базе Управления по международным связям питерской Вышки создана специальная краткосрочная образовательная программа «Русский язык и культура».
Игра, которая объединяет: в Вышке прошел первый турнир по мини-футболу среди иностранных студентов
В “HSE Inter Football Cup” приняли участие шесть мужских и две женские команды иностранных студентов НИУ ВШЭ, представляющих 30 стран. Организаторами мероприятия стали Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников Дирекции по интернационализации совместно с кафедрой физического воспитания НИУ ВШЭ.
«Это путешествие изменило меня к лучшему»
На англоязычной магистерской программе ВШЭ «Население и развитие» изучают вопросы, связанные с влиянием демографических процессов на социальное развитие страны, и учатся применять инструменты государственного управления для обеспечения устойчивого развития. Студенты и научный руководитель программы рассказали о специфике обучения в магистратуре Вышки.