Эксклюзивные лекции и скоростные трамваи
C 10 по 15 декабря в Варшавском университете проходила сессия Международной школы по гуманитаристике для участников из стран Восточной и Центральной Европы. Эту Школу организует Центр изучения античной традиции в Польше и Восточной и Центральной Европе (OBTA) при Варшавском университете.
По приглашению директора ОВТА профессора Ежи Аксера зимнюю сессию по теме "Классика и классики в социальных и гуманитарных науках и искусстве" провели сотрудники Института гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ. Лекции читали директор ИГИТИ, ординарный профессор ГУ-ВШЭ Ирина Савельева, профессор Андрей Полетаев, профессор Александр Каменский, ведущий научный сотрудник ИГИТИ Михаил Андреев, старшие научные сотрудники ИГИТИ Юлия Иванова, Виктор Вахштайн*, Борис Степанов, Наталья Самутина.
Людмила Мезенцева |
— Ребята, как вы попали на сессию?
Наиль: — О том, что будет проводиться сессия, мы знали еще весной. Отправили заявки с описаниями своих исследовательских проектов, а руководство Центра отобрало тех студентов, чьи темы наиболее близки к данной сессии. Например, я разрабатываю проект, связанный с социологией и живописью. Лекция Михаила Андреева о ренессансе и лекция Юлии Ивановой, посвященная стратегиям работы итальянских гуманистов с античными текстами, непосредственно связаны с одним из аспектов предмета моего исследования.
Наталия: — Мы с Дашей в данный момент проводим совместное исследование в перспективе социологии вещей. В нем мы обращаемся, в основном, к современным теориям, поэтому тема классики и классиков нас интересовала с методической точки зрения. Это возможность разобраться с тем, как работать с идеями классиков науки, часто находящимися в основе современных концепций.
Людмила: — Я специально разработала тему для участия в сессии - "Античные образы в советском кинематографе 1930-х годов". В итоге получился серьезный проект. Кстати, все лекции читались в первый раз, можно сказать, они эксклюзивные.
— Лекции были какие-то особенные?
Наиль: — В совокупности все лекции составили полноценный курс по классике. Хотя тематика лекций сильно различалась, все они обращались к набору ключевых вопросов, связанных с понятием классики и способам обращения к ней. Например, лекция Виктора Вахштайна* была посвящена "неудобным" классикам, таким как социолог Ирвинг Гофман. В лекции речь шла о том, как можно трактовать классику социологии с точки зрения самой социологии. Такой подход является самостоятельным методом исследования классики в науке.
Людмила: — Очень интересно было послушать Наталью Самутину. Она рассказывала о понятиях классики и культа в кино. Культовое кино возникает стихийно - у фильма появляются страстные поклонники, которые постоянно смотрят его, "вживаются", "играют" в кино, покупают футболки, саундтреки, шьют костюмы, организуют фестивали. Мы говорили о фильме "Касабланка". Фильм давно разобран на цитаты и музыкальные фрагменты. В этом, по словам Натальи Владимировны, и заключается культовость. Кстати, в Варшаве есть кафе "Касабланка".
— Сходили?
Людмила: — Да. На вывеске написано "Rick's Cafe", внутри висят постеры, а каждая страница меню проиллюстрирована разными кадрами из фильма. Впечатляет.
— А что еще видели в городе?
Людмила: — У нас не было специальной культурной программы. Что-то в городе нам показала Анна Борисенкова - выпускница МВШСЭН, а сейчас аспирантка ГУ-ВШЭ, которая в это же время стажировалась в Варшавском университете по программе "Межфакультетское индивидуальное гуманитарное образование". Мы сходили на выставку. А еще координатор Школы - Анна Павловская - пригласила нас на концерт в Варшавском Центре современного искусства.
— Что это был за концерт?
Наиль: — Концерт современной академической музыки. Это было нечто большее, чем концерт, ближе к перформансу, когда играет роль не только музыка, но и театральная составляющая. Звуки извлекались из классических музыкальных инструментов, но необычным способом. Например, из тромбона раздавались звуки летящего вертолета или автоматной очереди.
— А на какую выставку ходили?
Наталия: — Мы ходили в музей в Варшавском Королевском замке на выставку, которая была посвящена развитию немецкого искусства со времен Мартина Лютера и до Баухауза. С юга Германии привезли не только картины, но и музыкальные инструменты, технику того времени, некоторые предметы быта. Довольно большая коллекция.
— Где вы жили? Далеко ли от того места, где проходили занятия?
Наиль: — Мы жили в гостинице в 20 минутах ходьбы от университетской библиотеки, где проходили занятия. Рядом собор, недалеко река Висла.
— Вы ходили пешком?
Даша: — Старались, во всяком случае. Старую часть Варшавы можно обойти пешком где-то за полтора часа. В Варшаве есть метро, но только одна ветка. В основном, как нам показалось, люди пользуются трамваями.
Людмила: — Они там меньше московских по размеру, но очень скоростные. Такое ощущение, что водители немного выпили и лихачат.
— Что необычного есть в Варшавском университете?
Людмила: — Очень необычная библиотека. Вернее, целый комплекс: библиотека занимает верхние этажи. На минус первом и нулевом этажах есть кафе, рестораны, боулинг, книжные магазины, на крыше - зимний сад, оранжерея. Можно и позаниматься, и развлечься. Вообще возникает такое ощущение, что дороги от всех корпусов университета ведут к этому комплексу. Кстати, университетский кампус - это несколько кварталов, находящихся рядом со Старым городом, почти в самом центре Варшавы.
— В самой библиотеке были?
Людмила: — Да. Там огромный библиотечный фонд, в котором много современной литературы по социальным и гуманитарным дисциплинам не только на польском языке, но и на английском и на русском.
— Еще раз хотите поехать?
Наталия: — Да, конечно. Кроме регулярных сессий Школы в Варшавском университете есть разные программы стажировок для студентов и аспирантов, есть интенсивные курсы польского языка. Такие поездки не только очень интересны, но и очень полезны для учебы и научной работы.
Анфиса Кудрявцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
* Виктор Вахштайн включен Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
Иванова Юлия Викторовна
Савельева Ирина Максимовна
Степанов Борис Евгеньевич
Фархатдинов Наиль Галимханович
Вам также может быть интересно:
Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников
Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).
Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике
Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.
Регистрация на Летнюю многопрофильную школу продлится до конца недели
До 26 мая включительно продолжается регистрация и прием портфолио учеников 8–10-х классов на Летнюю многопрофильную школу «Грани предпринимательства», которую НИУ ВШЭ проведет с 4 по 14 июля в Подмосковье. Участников школы ждут встречи с представителями крупных компаний, в числе которых Сбер, VK, Теlе2, КРОК, «Яков и Партнеры» и другие. Стоимость участия — 20 тысяч рублей, есть возможность получения скидки.
Лето с пользой: как ученикам 8–11-х классов стать участниками летних школ Вышки
В этом году в рамках проекта «Расти с Вышкой» НИУ ВШЭ проведет пять летних школ и выступит в качестве партнера еще одной. Все эти школы очные, рассчитаны на выпускников 8–10-х, а в ряде случаев также 11-х классов, увлеченных проектной и исследовательской деятельностью, нацеленных на обучение в университете. Участие в них платное, есть возможность получить скидку, но в любом случае необходимо пройти конкурсный отбор.
В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”
В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.
Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике
Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».
Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ
В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».
«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»
В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.
«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»
28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.
Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.