Исследование: российский рынок интернет-торговли взял планку в 2 триллиона рублей
По оценкам НИУ ВШЭ, в 2019 году интернет-продажи потребительских товаров в России выросли на 18%, достигнув 2,06 трлн руб., а онлайн-ритейл стал одним из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. При этом фиксируется увеличение продаж в российских интернет-магазинах и спад трансграничной торговли. В исследовании отмечается, что пандемия коронавируса может стать «game changer» для интернет-торговли.
Эксперты Института государственного и муниципального управления и Факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ подсчитали объем интернет-продаж в России в 2019 году, проанализировав основные тенденции, доминировавшие на рынке в эпоху до коронавируса, и то, как меняется российский онлайн-ритейл сейчас – в период карантинных ограничений и экономического спада.
В исследовании «Российский рынок интернет-торговли: итоги 2019 года, тренды 2020-го» отмечается, что в 2019 году онлайн-продажи выросли на 18% по сравнению с 2018-м и превысили 2 трлн руб. Основным драйвером роста стало увеличение количества заказов (+21%), потребители стали чаще совершать онлайн-покупки, при этом средний чек стал меньше на 3%.
Внутренняя интернет-торговля растет высокими тепами, а объем трансграничных операций в прошлом году впервые за десятилетие упал. В прошлом году продажи российских интернет-магазинов выросли на 23% до 1,72 трлн руб. Некоторые отечественные крупные игроки увеличили свой оборот более чем на 80% за прошлый год. По оценкам экспертов Вышки, за рубежом россияне купили товаров на 323 млрд рублей, что на 3% меньше, чем годом ранее. При этом свыше 90% заказов получили китайские онлайн-магазины, но в стоимостном выражении это составило 60%. Средняя стоимость посылок из КНР составляет около $10, из других стран – $50-100.
«Сокращение продаж произошло на фоне усиливающейся конкуренции, в том числе ценовой, с крупными локальными игроками, а также сокращения беспошлинного лимита ввоза товаров с €1000 до €500. В 2017-18 гг. трансграничная торговля сохраняла более низкие темпы роста по сравнению с внутренним сегментом», – отмечает автор исследования, эксперт Центра комплексных европейских и международный исследований Марсель Салихов.
Пандемия коронавируса «может стать game changer для интернет-торговли», считают эксперты. Введенные для борьбы с вирусом карантинные ограничения на прогулки и посещение торговых центров привели к перераспределению потребительского спроса в онлайн, россияне стали заказывать через интернет не только одежду и электронику, но и продукты питания и товары для здоровья.
Однако снижение доходов и рост безработицы из-за «коронакризиса» приведет к значительному снижению потребительской активности уже во втором полугодии 2020 года
Это может негативно отразиться и на показателях интернет-торговли.
Для интернет-торговли все более важными становятся факторы государственного регулирования и возможного изменения государственной политики, отмечается в докладе. В частности, темпы роста трансграничной торговли во многом будут определяться подходами к определению беспошлинного лимита ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов. Для внутренней интернет-торговли важными драйверами роста может быть снятие запретов на продажи отдельных категорий товаров через интернет, в первую очередь, алкоголя и лекарств. На рынок также окажет влияние внедрение системы цифровой маркировки потребительских товаров.
Салихов Марсель Робертович
Центр комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ): Научный сотрудник