Ученые предложили рейтинг для аграриев-экспортеров
Исследователи из Высшей школы экономики предложили систему оценки агропроизводителей, которая поможет частным и государственным инвесторам принимать решения о поддержке компаний, ориентированных на экспорт своей продукции. Рейтинг учитывает как экономические показатели компаний, так и качество продукции, репутацию, квалификацию сотрудников, состояние оборудования и другие факторы. Работа опубликована в журнале «Финансы: теория и практика».
В 2020 году Россия впервые в новой истории продала за рубеж больше продовольствия, чем закупила, и оказалась на первом месте по объему экспорта пшеницы, хотя еще не так давно ее импортировала. Выросли продажи зерна, мяса, молочной и другой сельскохозяйственной продукции. Одним из факторов, повлиявших на рост производства, стала государственная поддержка агропромышленного комплекса (АПК), в том числе стимулирование выхода на мировые рынки. Можно ли оценить (и повысить) эффективность такой господдержки? Авторы работы разработали алгоритм, который поможет понять, кому из производителей следует помочь в первую очередь, чтобы получить наибольший прирост экспорта сельскохозяйственной продукции.
«Отдельная модель для АПК необходима из-за специфики деятельности компаний этой отрасли: драйверами являются зачастую другие показатели и их граничные значения, например, урожайность полей, продуктивность животноводства, площадь полей, индекс засушливости и т. д., нежели используемые в уже существующих моделях оценки нефинансовых компаний (АКРА, РА Эксперт и др.). В них "гибкость" оцениваемых параметров для разных отраслей проработана достаточно условно, а специализация оценки деятельности АПК практически отсутствует», — пояснил соавтор исследования, аспирант факультета экономических наук ВШЭ Ефим Семяшкин.
Предполагается, что распределение мест в рейтинге будет зависеть от трех групп показателей. Первая, внешняя оценка, включает макроэкономические факторы: ВВП, ВВП на душу населения, прирост импорта и общее состояние отрасли. Вторая группа, внутренняя оценка, отражает положение конкретной компании: ее финансовое и экономическое состояние, технологическое обеспечение, квалификацию персонала и менеджмента, а также деловую репутацию и качество продукции. Третья группа показателей учитывает внешнее влияние — поддержку со стороны государства и собственника компании.
На положение производителя в рейтинге сильнее всего влияет внутренняя оценка (ее вес — 60%), авторы показали пример расчета показателей финансового и экономического состояния компании и доказали его надежность. Для этого экономисты использовали данные Росстата, Центробанка, базы expert.ru, СПАРК и рейтингового агентства АКРА за 2005–2019 годы — сведения о выручке, запасах, объеме долгосрочных инвестиций, задолженности, оборачиваемости основных средств и т. д. В пробный рейтинг вошли 14 крупнейших компаний-экспортеров сельскохозяйственной продукции.
Для расчетов было создано пять математических моделей, которые на основе показателей компании должны предсказать прирост ее экспорта. Линейная модель дает прогноз в виде числа (рост экспорта по отношению к прошлому году), биномиальные делят компании на две группы (с приростом более 5% и менее), а порядковые — на семь категорий (от «прирост более 30%» до «снижение более 5%»).
Для порядковых моделей наиболее значимыми параметрами оказались величина запасов, чистых активов, краткосрочных заимствований, собственного капитала, долгосрочных обязательств, кредиторской задолженности, а также оборачиваемости основных средств.
«Сформированная система может быть использована как вспомогательный материал, а именно как имитационная модель при принятии решения о развитии экспорта продовольствия России в стадии разработки проектных решений как со стороны государства, так и частных инвесторов», — прокомментировал Ефим Семяшкин.
В зависимости от присвоенной категории производители могут получать различный объем финансирования, субсидирование или возмещение затрат, упрощенные условия выдачи кредитов, налоговые льготы, доступ к аналитическим инструментам, консультации и помощь в поиске зарубежных партнеров. Время от времени, с изменением положения на рынке, потребуется корректировка моделей и весов различных показателей, что делает систему гибкой — государство может дополнительно стимулировать отрасли сельского хозяйства, по которым хочет нарастить экспорт, или, например, повысить значимость переработки сырья, чтобы мотивировать производителей экспортировать готовую продукцию.
Семяшкин Ефим Григорьевич