• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Электросамокаты: битва за Москву

Электросамокаты: битва за Москву

© iStock

Центр СИТИ (социальных исследований и технологических инноваций) факультета городского и регионального развития ВШЭ провел исследование актуальной столичной проблемы: как москвичи относятся к электросамокатам на улицах. Ученые выяснили, чего горожане ждут от этого вида транспорта и как сделать его использование более безопасным. Результаты опроса были представлены на круглом столе, состоявшемся в университете 6 июня 2024 года.

В последнее время сильно возросла актуальность темы электросамокатов, а именно их опасности для других участников движения. Число ДТП с участием электросамокатов за 2023 год по сравнению с 2022 годом увеличилось на 229%. Произошло более 3 тысяч ДТП с участием СИМ (средств индивидуальной мобильности, к которым относятся самокаты), завершившихся летальным исходом для 43 человек и ранениями 3177 россиян. Операторы кикшеринга отреагировали на происходящее, увеличив размер штрафов для пользователей за нарушение правил. В марте 2023 года были приняты поправки и к правилам дорожного движения, регулирующим проезд средств индивидуальной мобильности. Многие города, включая Москву, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург, Красноярск, попытались воздействовать на недобросовестных водителей ограничением скорости движения, зон парковки и использования СИМ. Центр СИТИ провел социологический опрос, чтобы выяснить, как москвичи относятся к использованию электросамокатов.

Итоги этого исследования и оказались в центре внимания экспертов, которые собрались за круглым столом, организованным ФГРР ВШЭ. Участие в дискуссии приняли:

 Евгений Михайленко, декан факультета городского и регионального развития, директор Центра СИТИ (Центр социальных исследований и технологических инноваций) НИУ ВШЭ

 Полина Стасюк, руководитель проектов новой мобильности Дептранса Москвы

 Георгий Зелинский, руководитель направления по связям с государственными органами ООО «Юрентбайк.ру»

 Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»

 Мария Сергеева, политолог

 Яков Якубович, координатор проектов социальной сферы, преподаватель кафедры общественно-социальных институтов РГСУ

 Илья Дуничкин, ведущий эксперт Центра исследований «Умного города» ФГРР НИУ ВШЭ

 ​​Михаил Денисов, предприниматель, блогер, основатель Центра индивидуальной мобильности

 Алексей Смирнов, директор по развитию компании «STEP.Транспортные решения»

Андрей Борисов и Ефим Фидря

Модератором встречи выступил Андрей Борисов, ведущий эксперт Центра транспортного моделирования Института экономики транспорта и транспортной политики ФГРР НИУ ВШЭ. Он отметил, что один из основополагающих принципов безопасности дорожного движения — разделение потоков. «Я как заядлый пользователь электросамоката ощущаю себя комфортнее, когда рядом нет пешеходов. Мне не хочется ехать медленно и всех обгонять, я бы хотел пользоваться обособленной инфраструктурой», — сказал Андрей Борисов. Он также обратил внимание участников дискуссии на особенности использования СИМ в других странах: «К примеру, в Японии электросамокат регистрируется в полиции, имеет государственный регистрационный знак, он оснащен поворотниками и зеркалами заднего вида. Сейчас в России, насколько понимаю, эта практика реализуется только как эксперимент, а СИМ с поворотниками есть всего у одного сервиса. И я, как пользователь, могу сказать, что действительно ощущаю себя безопаснее, если есть поворотники».

Яков Якубович

Самокаты захватили улицы города в период пандемии, напомнил Яков Якубович. Тогда люди опасались пользоваться общественным транспортом и старались передвигаться на самокатах, велосипедах. И вот уже третий сезон мы наблюдаем хроническое нарушение правил дорожного движения, посетовал он. «Яркий пример — сегодня я еду по Гоголевскому бульвару, и вдруг навстречу мне огромная толпа пешеходов идет, по сути, по той же самой велополосе. Как вы думаете, почему они там идут? Обходят груду самокатов, которые лежат на тротуаре», — рассказал эксперт. Нарушителей необходимо привлекать к ответственности, уверен он. «За эту неделю я сфотографировал столько нарушений, но даже не сомневаюсь, что никто из нарушителей не был привлечен к ответственности. Если бы их привлекали к ответственности, если бы эти нарушения фиксировались массово, мы бы всего этого не видели», — считает Яков Якубович. 

Общее отношение москвичей к электросамокатам

В ходе проведенного ФГРР ВШЭ опроса почти половина жителей столицы (48%) признались, что электросамокаты на улицах вызывают у них резко негативные эмоции. Безусловно положительно к этому виду транспорта относятся всего 11% опрошенных.

Всего 20% москвичей отметили, что благодаря электросамокатам по городу стало удобнее передвигаться, а вот 50% опрошенных занимают прямо противоположную позицию. 16% находятся в раздумьях и сохраняют нейтральное отношение.  

Больше половины респондентов (55%) считают электросамокаты настоящей угрозой безопасности (в обратном убеждены только 12%). Еще 45% уверены, что этот вид транспорта опасен и для автомобилистов. И все-таки число решительно настроенных запретить электросамокаты граждан не превысило 40%, а чуть больше трети опрошенных вообще сочли эту меру излишней.

Люди в большинстве своем (58%) готовы мириться с присутствием электросамокатов на улицах, но главное, чтобы такие поездки осуществлялись исключительно на велодорожках/велополосах. 42% жителей столицы призвали снизить предельную скорость этого вида СИМ, а 39% предложили выдавать каждому электросамокатчику документ, который бы подтвердил его знание ПДД. Еще 36% выступили за возрастное ограничение: по их мнению, только с 16 лет допустимо управлять электросамокатом. А 32% считают, что пользоваться им вправе лишь совершеннолетние.

Евгений Михайленко, декан ФГРР ВШЭ, директор Центра СИТИ

«Почти 3/4 москвичей относятся к электросамокатам на улицах Москвы негативно. Отрицательных оценок почти втрое больше, чем положительных. Нынешняя ситуация не устраивает никого. Отсутствие четких правил и контроля за их соблюдением порождает конфликты, от которых страдают и пешеходы, и водители, и добросовестные самокатчики. Невозможно совместить идущего по тротуару пешехода и несущийся самокат, даже если это 15 км/ч. Как горожанин я обеспокоен этой ситуацией, а как исследователь считаю, что все идет очень медленно и если что-то принимается, то только полумеры. Я понимаю, что самокаты не запретить полностью, но нужно сделать их безопасными. Нужны действительно эффективные регуляторные меры, которые сохранят здоровье и спасут многие жизни». 

По итогам обсуждения результатов исследования эксперты предложили следующие меры:

 пересмотреть поправки в ПДД, которые регламентируют, что относится к СИМ, внести туда и велосипеды, и электровелосипеды;

 установить для всех СИМ общие скоростные ограничения;

 там, где СИМ могут ехать в общем потоке с автомобилями, оставить ограничение скорости до 25 км/ч;

 в пешеходных зонах ограничить скорость до 10 км/ч, за редким исключением — до 15 км/ч, если речь не идет об оживленных пешеходных улицах;

 ввести обязательную регистрацию личных электросамокатов и выдачу идентификационных номеров, что позволит легче отслеживать нарушителей;

 распространить эти ограничения не только на арендные электросамокаты, но и на личные, скорость которых в настоящее время фактически не контролируется;

 осуществлять мониторинг передвижения электросамокатов с помощью GPS-технологий и камер видеонаблюдения для обеспечения соблюдения правил;

 сформировать рабочую группу из представителей различных структур (в т.ч. общественных), заинтересованных в защите прав пешеходов и автомобилистов.

Репрезентативный онлайн-опрос среди жителей Москвы об отношении к электросамокатам проведен Центром СИТИ (социальных исследований и технологических инноваций) ФГРР ВШЭ в конце мая 2024 года. Метод исследования — онлайн-опрос поточным методом (river sampling). Объем выборки — 800 респондентов. Выборка квотная, стратифицированная по полу и возрасту. Максимально возможная статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Вам также может быть интересно:

Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.

Мастер-план как инструмент развития города

В Вышке 16–17 мая проходит Форум имени А.А. Высоковского  «Доказательная урбанистика: инструменты профессионалов». Организатором мероприятия стал факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ. Эксперты обсуждают актуальные вопросы градостроительства, цифровизацию, развитие экономики и социальной сферы городов, улучшение городской среды, повышение качества жизни горожан и другие темы.

Эксперты назвали условия успешного устойчивого развития городов

Формирование осознанного отношения к экологии среди молодых специалистов и компаний — одно из основных условий успешного устойчивого развития городов. К такому выводу пришли участники образовательного семинара для студентов по специальностям в области городского развития и архитектуры, организованного в Высшей школе экономики факультетом городского и регионального развития и Институтом развития в жилищной сфере ДОМ.РФ.

Москва и Санкт-Петербург — в числе мировых лидеров по уровню пространственного и технологического развития

Эксперты НИУ ВШЭ, а также исследователи из Китая и Индии, приняли участие в разработке индекса пространственного и технологического развития городов мира. В итоговом рейтинге Москва заняла 5 место среди городских агломераций и 1 место среди агломераций стран БРИКС+. Санкт-Петербург занял, соответственно, 7 место в общем рейтинге и 3 место среди агломераций БРИКС+.

Безопасные качественные дороги: «это успешный проект, его надо продолжать»

АНО «Национальные приоритеты» и НИУ ВШЭ представили в Вышке доклад «Дороги: новый взгляд на реальные достижения и эффекты». Эксперты отмечают, что реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» существенно улучшила качество жизни миллионов людей, получивших возможность беспрепятственно получать необходимые услуги и путешествовать по России. Строительство автодорог повысило связанность территории страны, позволило создать новые рабочие места в сопутствующих отраслях и туризме, увеличить объемы торговли.

Урбанисты Вышки стали участниками Глобального форума мэров в китайском Гуанчжоу

Команда факультета городского и регионального развития Вышки приняла участие в событии мирового масштаба в области городского развития — Глобальном форуме мэров (Global Mayor's Forum). Крупнейший съезд урбанистов, состоявшийся в декабре 2023 года в Гуанчжоу (КНР), собрал более 800 гостей из 65 городов и 37 стран, а также 9 международных организаций.

Настоящее и будущее мастер-планирования обсудили в Вышке

В декабре в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре факультет городского и регионального развития провел круглый стол о настоящем и будущем мастер-планирования. В обсуждении приняли участие эксперты НИУ ВШЭ, представители компаний — разработчиков мастер-планов и крупнейших институтов развития, для которых разработка мастер-планов в последние годы стала нормой.

«Сегодня развитие арктических городов — один из приоритетов для страны»

НИУ ВШЭ выступил организатором экспертной сессии «Арктические города: социальные и технологические инжиниринговые решения» в рамках VII Общероссийского форума стратегического развития «Города России 2030: новые рубежи». Эксперты обсудили разработку мастер-планов городов, то, как грамотное пространственное планирование влияет на их социальный и креативный потенциал и зачем нужен переход на интенсивный путь развития.

Эксперты ФГРР Вышки создали мастер-план развития Уссурийска

Сегодня для 25 городов Дальнего Востока утверждены мастер-планы с масштабными проектами обновления и устойчивого развития до 2030 и 2040 годов. Одним из таких проектов стал мастер-план развития Уссурийского городского округа, разработанный командой факультета городского и регионального развития (ФГРР) НИУ ВШЭ и представленный президенту Российской Федерации в сентябре в рамках Восточного экономического форума — 2023.

«Видеть Москву на первом месте среди городов стран БРИКС в рейтинге приятно, но не удивительно»

Международный консорциум исследовательских организаций из Китая, Индии и России, в который входит факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ в лице экспертов Высшей школы урбанистики и Центра социальных исследований и технологических инноваций (СИТИ), разрабатывает индекс технологического и пространственного развития городов (Urban & Innovation Environment Index). Недавно насайте проекта был опубликован топ-10 крупнейших городов стран БРИКС. Первую строчку рейтинга заняла российская столица, за ней следуют Пекин, Шанхай, Сан-Паулу, Гуанчжоу.