• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Программа «Приоритет 2030» обеспечит сбалансированное развитие науки и высшей школы во всех регионах России

На общем собрании Ассоциации «Глобальные университеты» в Высшей школе экономики подвели итоги проекта повышения глобальной конкурентоспособности российских университетов (проекта 5-100) и обсудили перспективы новой программы, которая стартует в этом году, – «Приоритет 2030».

5-100 стал одним из самых успешных проектов, которые Россия реализовала в 2010-е годы, констатировал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, открывая общее собрание Ассоциации. Его целевым ориентиром, обозначенным в майском указе президента РФ 2012 года, было вхождение не менее пяти российских университетов в топ-100 мировых рейтингов. Этот показатель перевыполнен. Сегодня 17 российских вузов занимают 60 позиций в топ-100 мировых рейтингов, из них 10 вузов, занимающие 29 позиций, – участники проекта 5-100.

Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Вузы проекта 5-100 сегодня лидируют на российском образовательном рынке. Они занимают ведущие позиции по качеству приема, а это важнейший показатель репутации, в них поступает половина победителей олимпиад. Доля иностранных студентов в расчете на один вуз увеличилась в 2,6 раза, доля аспирантов – в 2,4 раза. Вузы проекта 5-100 выступили инициаторами развития цифрового образования в России – учредили Национальную платформу открытого образования, активно размещают курсы на глобальных платформах онлайн-образования. Проект 5-100 обеспечил рост публикаций в международных научных журналах более чем в 4 раза, количество цитирований, свидетельствующее о качестве публикаций, – в 6,4 раза.

На заседании Ассоциации «Глобальные университеты» были представлены лучшие практики проекта 5-100 – ректоры рассказали о наиболее важных достижениях. По мнению ректора Дальневосточного федерального университета Никиты Анисимова, благодаря проекту удалось удержать в вузе научные группы, и за время его реализации они стали узнаваемы в крупных корпорациях, в кампусе создаются инжиниринговые компании. Ректор МИФИ Михаил Стриханов акцентировал внимание на развитии филиалов своего вуза в малых индустриально развитых городах – проект 5-100 позволил их подтянуть к уровню головного вуза. Ректор Сеченовского университета Виталий Глыбочко рассказал, что вуз стал развивать науки о жизни и из монопрофильного превратился в междисциплинарный.

Как отметил научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков, благодаря проекту 5-100 удалось достичь высоких результатов при относительно небольших инвестициях – другие страны тратили на аналогичные проекты намного больше, и члены международного совета проекта солидарны с этой позицией. По данным Счетной палаты РФ, доля расходов на проект 5-100 в общем финансировании высшего образования в нашей стране составляла от 4,5% в 2013 году до 2,9% в 2020 году.

Светлана Меркушина, директор Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты РФ

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Реализация проекта 5-100 привела к существенным позитивным изменениям в сфере высшего образования и науки. Произошел в большей степени качественный, а не количественный сдвиг. Проект существенно усилил университетскую науку, без которой продвижение в рейтингах было бы невозможно. Программы академического лидерства – это общепризнанный инструмент развития научных и образовательных систем во всем мире, и объем финансирования аналогичных программ в других странах несопоставим с объемом финансирования в России. Одним из главных результатов стало формирование в стране группы университетов-лидеров, которые задают тренды для всей системы высшего образования и науки.

С тем, что проект 5-100 завершен успешно, согласился и вице-президент РАН Алексей Хохлов. По его мнению, в начале 2010-х, когда проект стартовал, «необходима была определенная встряска», оценка наших вузов на международном уровне.

В этом году на смену проекту 5-100 приходит программа «Приоритет 2030». Несмотря на некоторые противоречия при обсуждении в профессиональном сообществе, она получила всестороннюю поддержку, была представлена президенту страны, и уже готов проект постановления правительства о ее реализации.

Главная цель программы – содействие увеличению вклада российских университетов в достижение национальных целей развития страны. Предполагается, что ее участниками станут не менее 100 вузов из всех федеральных округов и не менее половины субъектов Федерации. Благодаря новой программе необходимо обеспечить сбалансированное развитие науки и высшего образования во всех российских регионах, усилить роль университетов в социально-экономическом и научно-технологическом развитии регионов и всей страны. Повышенное внимание будет уделяться сотрудничеству вузов, причем сильные вузы должны помогать тем, которые пока не добились высоких результатов.

По мнению Андрея Волкова, в рамках программы «Приоритет 2030» вузам предстоит создавать новые структурные и проектные консорциумы, не бояться экспериментов, повышать качество исследований и разработок (в том числе благодаря развитию магистратуры и аспирантуры), развивать цифровую среду, новые возможности которой стали очевидны в период пандемии. Важным механизмом регулирования, контроля и надзора станет взаимное признание результатов, когда вузы оценивают результаты друг друга и тем самым гарантируют стране высокое качество своей работы.

Как отметил Ярослав Кузьминов, ведущие университеты прекрасно понимают и разделяют логику программы «Приоритет 2030» – ведь от них ждут отдачу, усиление вклада в развитие экономических систем российских регионов, других вузов и всех российских студентов.

Вам также может быть интересно:

«Ученый совет про людей»: конкурс ППС, оплата труда, награды и поощрения

25 июня состоялось заключительное в этом учебном году заседание Ученого совета НИУ ВШЭ. И если на предыдущих заседаниях рассматривались вопросы технологического развития, международного сотрудничества и финансовой устойчивости университета, то теперь акцент был сделан на социальной тематике.

«Развитие креативных индустрий стало приоритетом, как для России, так и для Республики Узбекистан»

Научно-исследовательский институт развития туризма при Комитете по туризму Республики Узбекистан и НИУ ВШЭ подписали соглашение о сотрудничестве с целью установления и развития академического, культурного и других видов взаимоотношений в области образования и туризма. Инициатором подписания соглашения выступил Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.

Нейролингвисты ВШЭ выяснили, какие приложения лучше помогают восстановить речь

Ученые Центра языка и мозга НИУ ВШЭ выявили факторы, которые делают цифровые приложения для реабилитации больных с афазией более эффективными. Обратная связь, разнообразие игровых задач, длительный период реабилитации и постоянный контакт с лечащим врачом оказались наиболее важными для восстановления речевой функции. Статья опубликована в журнале NeuroRehabilitation.

МИЭМ запускает движок: стартовало открытое тестирование второй версии Claw Engine

Команда мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» МИЭМ запустила тестирование среди разработчиков второй версии игрового движка Claw Engine. «Вышка.Главное» рассказывает о продукте, в создании которого принимают участие проектные студенческие команды МИЭМ.

«Цифровые платформы стали ключевой формой обеспечения экономического и культурного суверенитета»

Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов выступил на сессии ПМЭФ-2025 «В поисках новых источников роста: возможна ли иная модель глобальной финансовой и торговой архитектуры». Дискуссия была построена вокруг процессов в мировой экономике, связанных с укреплением многополярности и возрастанием роли новых центров мирового роста — государств Глобального Юга и Востока, участники обсуждали потенциал и возможности новой модели международного взаимодействия.

Трендвотчинг: кардинальные инновации в креативных индустриях и творчестве

Быстрое развитие технологий, адаптация бизнес-процессов к новым экономическим реалиям и изменение запросов аудитории требуют от специалистов креативных индустрий быть в курсе актуальных трендов и проявлять гибкость при реализации проектов. В апреле — мае 2025 года Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ провел исследование трендов в сфере творческих отраслей.

НИУ ВШЭ, Минобрнауки и «Иннопрактика» объединили усилия для формирования системы социально-психологического благополучия российских студентов

20 июня в Санкт-Петербурге состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между компанией «Иннопрактика», Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и НИУ «Высшая школа экономики».

НИУ ВШЭ и РВБ подписали соглашение о сотрудничестве

19 июня в рамках Петербургского международного форума ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов и основатель Wildberries, глава РВБ (Объединенной компании Wildberries & Russ) Татьяна Ким подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны договорились о развитии и реализации совместных образовательных и научно-исследовательских проектов, а также поддержке профессиональных кадров. Также, в рамках соглашения РВБ станет партнером Летней экономической школы, которая проходит при поддержке НИУ ВШЭ.

«Для Высшей школы экономики обучение технологиям ИИ — гигиеническое требование»

«Технологии будущего: единое мировое пространство или каждый сам за себя» — такой вопрос был вынесен в название сессии, состоявшейся 19 июня при поддержке Альфа-Банка на ПМЭФ-2025. В дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, в роли модератора выступила журналист, телеведущая и общественный деятель Ксения Собчак.

НИУ ВШЭ и Минстрой России подписали соглашение о сотрудничестве на ПМЭФ-2025

В рамках Петербургского международного экономического форума — 2025 Высшая школа экономики и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) подписали соглашение о сотрудничестве, нацеленное на создание устойчивого партнерства в сфере научных исследований, образования и экспертно-аналитической поддержки.