• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Совместить эксперимент, интервенцию и полевые исследования

Питер Шмидт, профессор социологии Гиссенского университета (Германия) и известный специалист в области социальной психологии, ставший одним из руководителей Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований ВШЭ, рассказывает о планах и проблематике основных работ лаборатории.

— Профессор Шмидт, когда и каким образом началось ваше сотрудничество с Высшей школой экономики?

— Меня познакомил с российскими коллегами профессор психологии Иерусалимского университета Шалом Шварц, который стал научным консультантом Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований. Меня связывает с ним многолетнее сотрудничество в области разработки инструментария для измерения человеческих ценностей и совместные исследования о влиянии этих ценностей на поведение и отношения между людьми. Так что поначалу мои контакты с заведующий этой лабораторией Надеждой Лебедевой не были прямыми. А в октябре прошлого года мы познакомились лично и сейчас вместе руководим лабораторией.

— Каковы, на ваш взгляд, основные задачи нового подразделения?

— Сотрудники лаборатории занимаются системным изучением роли культурных ценностей в социально-экономическом поведении и продуцировании инноваций. Экономический успех современного общества зависит от степени его модернизации, поэтому необходимо понять, почему одни люди стремятся к изобретению новшеств, а другие — нет, чем мотивируются те и другие. В своей работе мы стремимся сочетать методы, которые редко используются вместе — лабораторные эксперименты, полевые исследования и так называемые intervention studies. Для понимания того, верны ли наши умозаключения и идеи, важно не замыкаться в стенах лаборатории, а анализировать результаты исследований на практике. Мы будем работать в сотрудничестве с различными организациями и институтами, которые стремятся к разработке и внедрению инноваций и готовы применять наши знания и методики в своих коллективах. Как в медицине — для борьбы с заболеваниями используются не только проверенные методы, но и ведется постоянный поиск все более эффективных способов лечения — так и мы руководствуемся необходимостью постоянного поиска новых методов анализа человеческого поведения и его мотивации.

— В таком случае — чем отличается методика эксперимента от методов интервенции?

— Эксперимент проводится в лабораторных условиях, и обычно в нем участвуют студенты или волонтеры. Условия эксперимента создаются искусственно, и они, как правило, довольно далеки от реальных ситуаций, возникающих в социуме. Поэтому знания, полученные в результате лабораторных экспериментов, не могут быть полностью или напрямую перенесены на жизненные ситуации в том или ином коллективе. Еще раз приведу в пример медицину — далеко не все результаты исследований внедряются в лечебную практику. Методы интервенции позволяют проверять наши наработки в реальных условиях жизнедеятельности реального коллектива и учитывать все обстоятельства повседневных процессов.

— Если не ошибаюсь, вы делали презентацию об инновациях в кросс-культурных исследованиях на XII Международной научной конференции ВШЭ по проблемам развития экономики и общества?

— Да, мое выступление было посвящено основным способам синтеза и интеграции новых знаний и открытий в современной науке. Я рассказывал участникам конференции о мета-анализе — технике, часто используемой в медицинской психологии, которая суммирует и подвергает анализу количественные показатели самых разных исследований, помогает выяснить реальный эффект сочетания и взаимодействия всех известных факторов и способствует устранению неопределенности выводов исследования. Творческие усилия людей в ходе любого инновационного процесса снижаются при наличии сомнений и неопределенности в коллективе, поэтому очень важно разработать механизм преодоления неопределенности и/или механизм отбора людей, способных противостоять собственным сомнениям.

— Давайте тогда уточним, о каких именно инновациях идет речь? В какой области?

— В принципе это несущественно. Нам интересен процесс инноваций в любой области человеческой деятельности — в телекоммуникациях, в социальной жизни, в создании новых организационных форм, в компьютерных технологиях или в технических разработках. Механизмы модернизации в любой сфере очень схожи, и наша лаборатория должна выявить общие принципы и знания, которые могут быть использованы обществом в целом, в том числе — в сфере образования.

— Что вы можете рассказать о сотрудниках лаборатории?    

— Штат лаборатории очень хорошо подготовлен для международной исследовательской работы. Мои российские коллеги имеют высокую квалификацию и опыт в изучении культурных ценностей, экономического поведения и инновационных процессов в России. Кроме всего прочего, Надежда Лебедева — превосходный организатор. Шалом Шварц — научный руководитель лаборатории — блестящий специалист в области теории ценностей. Я тоже в течение многих лет занимался исследованиями в области ценностей и рационального выбора в бихевиористике. Кроме того, у меня есть опыт выстраивания сложных, комплексных моделей поведения с учетом различных влияний — обусловленных и независимых — и опыт подготовки и проведения исследований на основе интервенций. Таким образом, мы отлично дополняем друг друга как эксперты и готовы к решению задач любой сложности. Мы будем привлекать студентов магистратуры и аспирантов к работе в лаборатории, причем нам нужны не только психологи и социологи, но и экономисты.

По моим наблюдениям, в последние годы в мире наметилась явная тенденция к сближению и совместным междисциплинарным исследованиям психологов-бихевиористов, менеджеров и экономистов, которых объединяет не только интерес к решению сходных профессиональных задач, но и использование похожих объяснительных моделей в изучении тех или иных процессов.

— Каковы ближайшие планы — ваши и сотрудников лаборатории?

— Прежде всего, нам нужно разработать комплексную модель взаимосвязи ценностей и инновационных процессов на основе уже собранных данных и изучить изменения российских ценностей (в том числе региональных) по сравнению с европейскими за последние 7-8 лет. Насколько я понимаю, российские ученые из разных регионов страны выразили свою заинтересованность и готовность участвовать в наших проектах и предоставлять необходимые для анализа данные полевых исследований.

Кроме научно-исследовательской работы, я надеюсь в июне принять участие в работе Летней школы ВШЭ «Ценности и социально-экономическое поведение: кросс-культурные измерения и объяснительные модели», а в октябре планирую прочитать лекционный курс по структурному моделированию и мультивариантному анализу студентам факультета психологии ВШЭ.

Я собираюсь приезжать в Москву не менее пяти раз в год, а в остальное время «держать связь» с сотрудниками лаборатории всеми доступными способами — по электронной почте, телефону, скайпу. Думаю, что мы подготовим несколько совместных презентаций о наших проектах для крупных международных конференций.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Апрельская конференция пройдет в распределенном формате

11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.

20

заявок от ученых из Бельгии, Великобритании, Дании, Германии, Испании, Италии, Канады, Норвегии, США, Эстонии и Японии принято на конкурс проектов по созданию международных лабораторий Вышки.

В Вышке открылась Международная лаборатория региональной истории России

Новая Международная лаборатория региональной истории России НИУ ВШЭ займется изучением социально-политической истории российских регионов с ХVIII века до современности.

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.

«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»

Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.