Ходишь, ходишь в школу, а потом бац…
Большинство из нас вспоминает школьные годы с теплотой. Кому-то нравилось учиться, кто-то грустит о беззаботном времени. Мы спросили посетителей нашего портала, какой след оставила школа в их воспоминаниях, какую школу можно считать хорошей и как следует выбирать школу для своего ребенка.
Школьные годы — чудесные? Для большинства посетителей нашего портала знак вопроса в данном предложении не уместен — 63,2% вспоминают школу исключительно добрым словом. Чем старше человек, тем более вероятно он помнит только хорошее про свои школьные годы. То ли память уже подводит, то ли «школы нынче не те», то ли ценить эти самые школьные годы мы учимся только с возрастом.
Из 24 человек, ответивших на наш вопрос, что школу они вспоминают исключительно словом недобрым, 21 — это люди моложе 24 лет.
Вы вспоминаете Вашу школу?
|
Частота |
Процент |
Да, добрым словом |
115 |
63,2% |
Да, недобрым словом |
24 |
13,2% |
Нет, забыл, как страшный сон |
20 |
11,0% |
Нет, просто забыл |
23 |
12,6% |
Итого |
182 |
100,0 |
Мы резонно предположили, что добрым словом не вспоминают школу те, кто в ней не слишком-то хорошо учился. Но это предположение не подтвердилось: «добрая память» о школе не зависит от того, насколько добросовестно учился человек.
В то же время, те, кто учился в школе хорошо и добросовестно, гораздо выше, чем все остальные, оценивают вклад знаний, полученных в школе, в их поступление в вуз. Если среди всех опрошенных 53,8% считают, что больше всего в поступлении им помогли знания, полученные в школе, то среди тех, кто учился в школе добросовестно, таких 62%.
Что Вам больше всего помогло поступить в вуз?
|
|
Знания, полученные на дополнительных занятиях вне школы (на занятиях с репетитором) |
54,90% |
Знания, полученные в школе |
53,80% |
Знания и способности, которые развивали во мне мои родители |
39,00% |
Везение и удача на экзаменах |
17,00% |
Деньги (я учусь, учился на платном) |
8,20% |
Самостоятельные занятия |
4,90% |
Связи (я поступил по блату) |
2,20% |
К выбору школы для своего ребенка подавляющее большинство посетителей портала ВШЭ предполагают подойти максимально ответственно: всего 8% опрошенных готовы отдать ребенка в ближайшую школу, 7% не прочь довериться отзывам в Интернете. Одна четвертая опрошенных доверяет мнению друзей и знакомых, у которых дети уже учатся в школе.
56% самых ответственных считают, что нужно тщательно изучить рейтинги школ, статистику по школам, сайты самих школ, публичные отчеты директоров.
При этом самым важным показателем, который говорит о качестве обучения в школе, наши посетители считают данные о том, в какие вузы и на какие места (бюджетные или платные) поступают выпускники школы.
Как Вам кажется, что лучше всего говорит о качестве обучения в школе?
Количество выпускников, поступивших на бюджет в ведущие вузы/ список вузов, в которые поступили выпускники |
83,50% |
Количество победителей олимпиад |
64,30% |
Баллы ЕГЭ и ГИА выпускников |
17,60% |
Социальный состав учеников (дети из благополучных семей, родители с высшим образованием и т.п.) |
14,80% |
Количество медалистов |
4,40% |
Но ирония в том, что информация, размещаемая на сайтах школ, и информация о школе, которая, по мнению большинства, лучше всего говорит о качестве обучения в школе, практически не пересекается.
На сайте любой школы (в публичном докладе любого директора школы) вы найдете информацию о количестве медалистов и социальном составе учеников (разумеется, эта информация будет представлена в виде «бездушной статистики»: столько-то детей из неполных семей, столько-то — из благополучных и т.п.). Некоторые публикуют информацию о количестве победителей олимпиад и средних баллах ЕГЭ, полученных выпускниками. И практически никто не рассказывает о том, в какие вузы и на какие места (бюджетные или платные) поступают их выпускники.
Чтобы хоть как-то облегчить жизнь тем родителям, которые выбирают школы для детей, тщательно изучая рейтинги школ и сайты школ, мы запустили проект «База школ: найти свою школу». Сейчас в базе собрана информация о московских школах: баллы ЕГЭ выпускников и данные о победителях и призерах заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Самые ближайшие планы: собрать информацию о том, в какие вузы поступают выпускники школ, и расширить географию проекта.
Мы надеемся, что наш проект поможет определиться со школой тем, кто хочет найти добротную школу для обучения в старших классах в своей районе.
По результатам опроса «Ходишь, ходишь в школу, а потом бац…» (10.03.13-24.03.13).
Вам также может быть интересно:
57%
российских семей не имеют возможности выбирать, в какую школу отдать учиться своего ребенка. При этом за последние годы ситуация ухудшилась: пять лет назад выбора не было только у 51% семей. Чаще всего альтернативы лишены жители сёл, семьи с низким достатком, а также семьи, в которых дети плохо учатся.
Оценка образовательных достижений: системный подход
6 марта состоялся очередной семинар Института развития образования НИУ ВШЭ. С докладом «Разработка эталонов в системе оценки образовательных достижений в разных странах: опыт SABER и READ» выступила специалист Всемирного банка Маргарет Кларк.