• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

После Летней школы ЛИРТ чертовски хочется работать!

На днях в подмосковном учебно-методическом центре "Голицино" завершилась работа второй Летней школы по экономике труда, организованной Лабораторией исследований рынка труда ГУ-ВШЭ. В течение пяти дней восемнадцать слушателей летней школы представляли собственные исследовательские проекты, слушали лекции ведущих российских экспертов в области экономики труда, принимали участие в дискуссиях и создавали коллективные экспресс-проекты.

Что рассказывают о летней школе ее участники?

Мусатова Мария Михайловна
Новосибирск. Сибирское отделение российской академии наук. Институт экономики и организации промышленного производства.

Мария Мусатова
Мария Мусатова
— Я с удовольствием, не сомневаясь ни минуты, использовала возможность подать заявку в Летнюю школу по экономике труда. Сейчас с уверенностью скажу, что пользу от участия в летней школе сложно переоценить.

От каждого слушателя требовалась презентация научной работы. До участия в летней школе я бы изложила суть моего исследования не задумываясь, но после ряда конструктивных замечаний и комментариев, оно видится не столь однозначно.

В работе речь идет о тестировании теории эффективной заработной платы на основе российских данных, о модели отлынивания в рамках теории эффективной оплаты труда, о ее применимости для России. Под влиянием полученных замечаний первоначальная тема уточнится, и какое развитие получит исследование, я пока сказать не берусь. Теперь мне ясны только направления дальнейшего научного поиска.

Наверное, в этом и состояла идея организаторов школы — в ходе всестороннего обсуждения показать альтернативную точку зрения. Конечно, каждый из докладчиков надеялся, что в отношении его работы все будет гладко, ожидал снисходительных комментариев. Но получить замечания ведущих российских экспертов, первых величин в российской экономике труда — Сергея Рощина и Ирины Денисовой — дорогого стоит. Это уникальный шанс, и жесткая критика — не повод для разочарования.

В целом, летняя школа мне очень понравилась. Свободного времени не было, как и перерыва между обедом и началом следующих лекций. Иногда мы заканчивали рабочий день поздно вечером и в эти пять дней организаторы максимально вложили то, что можно было вложить. Думаю, шестой день такой интеллектуальной гонки участники бы уже не выдержали.

Но все прошло замечательно! После такого встряхивания мозгов, работа идет намного лучше. Теперь у меня много идей, видится множество направлений приложения усилий и новых знаний. Одним словом — чертовски хочется работать! Проблема только в том, что в сутках всего 24 часа.

Егоров Дмитрий Николаевич
Санкт-Петербург
Европейский университет в Санкт-Петербурге.

Дмитрий Егоров
Дмитрий Егоров
— Господина Рощина я знаю заочно еще по ASPE (Ассоциация исследователей экономики общественного сектора). Информацию о Летней школе по экономике труда я получил от Владимира Дмитриевича Матвеенко, профессора кафедры институциональной экономики Санкт-Петербуржского филиала ГУ-ВШЭ, с которым мы тоже познакомились в ASPE. Получил — и подал заявку! Я отправил один из своих достаточно старых проектов, но, узнав почти сразу, что необходимы новые разработки, выслал другой.

На летней школе я докладывал очень теоретически, о равновесии на рынке труда в условиях гетерогенности фирм и работников. Основная изюминка моего проекта заключается в попытке с использованием разных подходов выделить соображения справедливости в поведении работников, проанализировать реакцию фирм на него и проследить мутационную динамику и элементы так называемого мачинга.

Жесткая критика в адрес проекта вполне прогнозировалась мною. То, что именно это исследование будет подаваться в качестве текста для выступления, стало известно достаточно поздно. Соответственно и требования, которые предъявлялись к структуре проекта, реализовывались почти в последний момент. Но ряд неожиданных вопросов по-настоящему застали врасплох — значит, плохо подготовился…

Летняя школа производит приятное впечатление. Возможно, небольшой перебор с напряженностью можно было бы компенсировать, сократив длительность докладов и соответственно продолжительность семинаров. Это способствовало бы лучшему усвоению материала. С другой стороны, сейчас, когда летняя школа уже позади, обнаруживаются свои плюсы. Информация, полученная на летней школе, кажется очень полезной. Почти все лекции представляют большой интерес и свидетельствуют высокий уровень преподавателей.

Так или иначе, полное соотношение плюсов и минусов станет ясным только со временем.

Стукен Татьяна Юрьевна
Омск-77
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Татьяна Стукен
Татьяна Стукен
— Мое знакомство с Высшей школой экономики началось еще в начале двухтысячных годов, когда я подавала заявку на грант в Независимый институт социальной политики. Одним из экспертов выступал тогда Владимир Ефимович Гимпельсон. С тех пор я отслеживаю информацию о проектах ГУ-ВШЭ и в прошлом году подала заявку на первую летнюю школу ЛИРТ. И вот сейчас я уже второй раз здесь — можно сказать, старожил.

Примерно половина участников знакомы друг с другом еще по прошлому году. Насколько я знаю, желающих из тех, кто был в прошлом году, было гораздо больше, но не всем удалось приехать из-за проблем с финансированием или накладок со временем.

Мой нынешний проект сфокусирован на анализе каналов трудоустройства на российском рынке труда. Если говорить более конкретно, он посвящен социальным сетям, их влиянию на возможность трудоустройства и рост заработной платы. Не могу сказать, что проект уже закончен, но по предварительным результатам некоторая отдача и перспективы у него есть.

Очень хочу поблагодарить экспертов по моему проекту — Сергея Юрьевича Рощина и Яну Михайловну Рощину. С одной стороны, обсуждение с их участием подтвердило мои заключения и доводы. Но в то же время некоторые рекомендации были новыми, и их следует учитывать в последующей работе.

Заслуживают внимания доклады других участников, например, по скринингу, по образованию как сигналу на рынке труда. Мария Мусатова презентовала интересный труд, претендующий на попытку протестировать теорию эффективной заработной платы в России.

Следует отметить отличие нынешней летней школы от прошлогодней, которая акцентировалась на преподавании, на структуре изложения курсов, на специальных вопросах. Теперь же основное внимание уделяется исследовательским проектам, гипотезам, методам проверки гипотез и так далее. Теперь доминирует работа исследователя, безусловно, важная и полезная и для преподавателей.

ГУ-ВШЭ — один из немногих вузов, который ведет исследования по экономике труда по мировым стандартам и решает задачу расширения профессионального сообщества. Конечно, одной летней школы мало для всей России, хотелось бы встречаться почаще и подольше. И понятно, почему у нас был такой плотный график. Организаторы попытались дать максимум информации за очень ограниченный период времени. Поэтому следует немного сократить время на обсуждение проектов, распределив участников по тематическим группам.

Аистов Андрей Валентинович
Нижний Новгород
Нижегородский филиал ГУ-ВШЭ

Андрей Аистов
Андрей Аистов
— Я приезжаю на летнюю школу второй год и снова признаю полезность мероприятия. Полученные в прошлом году знания, я уже использовал в своем курсе для студентов.

В этом году очень интересной мне показалась форма работы, когда слушателей разбили на группы и попросили создать свой проект, который потом мы защищали в предпоследний день работы школы почти до одиннадцати ночи. Я надеюсь заимствовать такую форму работы для своих студентов, поскольку на практике убедился в её пользе.

Для меня, человека вовлеченного в научную работу, крайне важно при общении с преподавателями, лекторами и слушателями летней школы находить подтверждение гипотез и догадок, возникающих при чтении книг или обработке данных. Тем самым появляется уверенность, что движешься в правильном направлении.

В рамках доклада, который уместно назвать "Оценка отдачи от образования", я озвучил часть статьи, которая сейчас готовится к публикации. Выбранная тематика не нова, но применительно к российскому рынку труда вопрос не изучен. Я сделал не просто упор на отдачу от человеческого капитала, а на теорию сигналов. Связанные с институциональной экономикой специалисты знают, что, например, при найме на работу или при своем позиционировании на рынке труда в качестве работодателя или самозанятого, мы каким-то образом должны сигнализировать о своей квалификации своей производительности, и в итоге роль таких сигналов играют формальные показатели, например, диплом о высшем образовании. Я попытался выявить, насколько велика роль сигналов на российском рынке труда. Если говорить про актуальность исследования, на мой взгляд, косвенно с этой тематикой связано то, что мы сейчас наблюдаем на российском рынке — сейчас очень модно получать второе и третье высшее.

В прошлом году статья уже обсуждалась на семинаре ЛИРТ, и большая часть методик также известна участникам. Но мне повезло, что на презентации в этом году была Анна Лукьянова — человек, известный мне по грантам Консорциума экономического образования и исследований. Мне интересен взгляд стороннего человека, который владеет теми же самыми методиками, и я обязательно учту ее замечания при доработке статьи.

Родионов Адиль Николаевич
Астана, Казахстан
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева.

Адиль Родионов
Адиль Родионов
— Я тут немного белая ворона. На летней школе собрались экономисты, а я по специальности социолог, и даже не преподаватель, а студент третьей ступени кафедры социологии Историко-филологического факультета.

ВШЭ считается одним из наиболее серьезных центров, занимающихся экономическими и социальными проблемами занятости и рынка труда. В мае нынешнего года, в очередной раз обратясь к сайту ВШЭ, увидел объявление о летней школе по экономике труда. В письме я указал, что не из России, что не экономист, что никак не подхожу, но желаю, тем не менее, участвовать в конкурсе… Как будто положительный ответ ставил условием наличие научной работы. Подав заявку, думал, что участие разрешили из какой-то академической вежливости. Немало удивленный тем, что прошел и конкурс, я проявил подлинный интерес к методам работы в ГУ-ВШЭ.

Представленный участникам преимущественно социологический проект "Новые формы занятости на казахстанском рынке труда", несколько выходит за рамки моих прежних исследований специфической группы, IT-специалистов, а точнее, организацией ими занятости на рынке труда в новых, изменяющихся условиях. Я проводил межстрановое сравнение с упором на западные источники и обширную литературу с целью сопоставления развития IT в Европе и в России. Исследование осуществлено только частично — начатая весной полевая работа еще не закончена, а после летней школы ожидается второй выход в поле, уже с учетом высказанных во время обсуждения моей презентации замечаний и идей.

Конечно, работать с экономистами довольно сложно — в их работах присутствует специфическая математика. Но пять дней школы стали исключительной возможностью познакомиться с эконометрикой.

Лично для меня летняя школа полезна по нескольким причинам — я чуть-чуть увидел, что такое ВШЭ. Это одно из самых интересных мест, где мне доводилось бывать. Освоив практикуемые ВШЭ методы, познакомился с эконометрикой, в то же время обозначил для себя возможные точки соприкосновения исследовательской работы экономистов и социологов. Возможно, с учетом рекомендаций на летней школе по экономике труда, мой проект с IT-специалистами получит практическое воплощение.

Байрамова Севиндж Рафик кызы
Баку, Азербайджан
Азербайджанский государственный экономический университет

Севиндж Байрамова
Севиндж Байрамова
— Оказывается, и в прошлом году была летняя школа, а я и не знала. Очень жалею! В этом году прочитала на сайте объявление, очень заинтересовалась, послала свое исследование тенденций в сфере современного положения трудовых ресурсов на рынке труда в азербайджанской республике, его одобрили.

Мной проведен анализ за последние 10 лет — период, когда азербайджанская республика вступила в новый период экономического развития, период, когда мы вышли из кризиса, и правительство провозгласило новую программу, в соответствии с которой начался экономический подъем. На сегодняшний день у нас один из самых высоких показателей ВВП в целом и на душу населения не только в регионе, но и на территории всего бывшего СССР. Наше государство достигло этих успехов благодаря тому, что Азербайджан — очень открытое государство. Мы всю жизнь сотрудничали с разными странами, а сейчас эти связи еще больше расширились, наверное, благодаря тому, что открылись границы, железный занавес упал. И конечно Россия — наш самый близкий партнер.

Судя по результатам обсуждений, я поняла, что проблема моего исследования заинтересовала коллег, и по всей вероятности, нам еще представится возможность продолжать совместные исследования, обмениваться впечатлениями. Наверное, сотрудничество в рамках летней школы продолжится на конференциях и семинарах. У нас в республике тоже постоянно проводятся под эгидой министерства образования, под эгидой академии наук, нашего института, министерства труда и социального развития, и под эгидой центра по труду и социальным вопросам различные международные научно-практические конференции. На наших конференциях много участников из России и из Казахстана.

О летней школе могу говорить только в превосходной степени. Она заслуживает самой высокой оценки! Сергей Юрьевич и его команда делают большое дело. Единственное пожелание — чтобы таких как они было побольше, чтобы было больше единомышленников не только здесь, но и на всем постсоветском пространстве. Потому что у нас много общего и наши научные исследования, и наши учебные программы очень близки друг другу. Я искренне хочу, чтобы огромная работа, начатая Сергеем Юрьевичем, нашла поддержку среди ученых на постсоветском пространстве.

В моих планах пропагандировать эту школу, и надеюсь, что привезенные мною материалы, книги, впечатления вызовут живой интерес и что на будущий год представительство от нашей республики расширится.

Только одно пожелание Сергею Юрьевичу практического свойства — надо как-то увеличить количество дней, чтобы предоставить участникам чуть-чуть свободного времени для неформального общения и обмена. Иначе время на обмен информацией остается только ночью!

Коробейникова Елена Владимировна
Ижевск
Ижевский государственный технический университет

Елена Коробейникова
Елена Коробейникова
— Я не экономист, моя специальность — менеджер, но мое диссертационное исследование связано с рынком труда, направление — востребованность специалистов с высшим образованием на рынке труда в регионе. С этим проектом я и приехала на летнюю школу.

Уровень жизни в Ижевске не слишком высок. Существуют определенная диспропорция на рынке труда, какие-то специальности востребованы больше, какие-то меньше. Выпускники представляют одни специальности, а работодатели хотят увидеть специалистов другого профиля. Из региона уезжают сильные специалисты, у кого есть возможность — в столичные мегаполисы. В рамках внутрирегиональной миграции идет отток из сельских районов и из малых городов в Ижевск. Но в силу жилищных проблем путь продолжается в динамично развивающиеся регионы: Башкирию и Татарстан…

Вся индустрия региона представлена заводами: Ижсталь, Ижмаш и еще электротехническим заводом, который выпускает военную технику. Республику кормит аграрный сектор — несколько крупных хозяйств. Но несмотря на сравнительную бедность региона, скудость природных богатств и закрытие предприятий, повальной миграции все же не наблюдается.

Для меня летняя школа — это первое подобное мероприятие, оно стало и общением, и учебой. В принципе, научная замкнутость —источник заблуждений, а новые знания, полученные на лекциях, из докладов коллег с похожей тематикой, рождают новые продуктивные мысли. У меня сразу возникло множество идей, которые надо обдумать и воплотить в жизнь.

Некоторые участники жалуются на большую загруженность, но мне кажется, можно было бы и еще недельку в таком режиме поработать.

Калабина Елена Георгиевна
Екатеринбург
Уральский государственный экономический университет

Елена Калабина
Елена Калабина
— Я, к счастью, из тех, кто приезжает на летнюю школу уже во второй раз. К счастью — потому что она состоялась, что у организаторов были силы, энтузиазм, желание, терпение для того, чтобы состоялась вторая школа.

Я приехала с проектом, связанным с оценкой региональных особенностей развития внутрифирменных рынков труда на примере компаний уральского региона. Мы пытаемся оценить влияние разного рода региональных составляющих на формирование уровня заработной платы компаний, которые обладают внутрифирменными рынками труда. И, зная специфику уральского региона, мы, разделили наши исследования на две части. В первой, представленной как готовый продукт, мы оцениваем влияние отдельных характеристик работников и рабочих мест. Вторая часть, требует развития и доработки, и она более интересна для обсуждения. Она содержит оценку тех региональных факторов, которые влияют либо как компенсирующие особые условия, существующие в каждом регионе, либо, наоборот, стимулирующие к повышению уровня заработной платы.

Я осталась удовлетворена состоявшейся по проекту дискуссией, которая более походила на заинтересованное обсуждение, что, безусловно, ценно не только потому, что вызвало реакцию у дискуссантов, но и у другой части аудитории. Тезисы и возражения требуют осмысления, но это, безусловно, положительный момент, поскольку можно обсуждать, что интересно тебе, и слышать реакцию оппонентов.

Вообще, надо отметить, что формат школы поменялся. Взыскательный отбор, предварительная подготовка исследовательских проектов очевидное свидетельство тому, что профессиональное сообщество собирается в поисках некого общего языка, на котором можно говорить. В рамках летней школы было достигнуто гармоничное сочетание обучающей программы и исследовательской составляющей, завязывались и профессиональные контакты. Поменявшийся формат говорит о том, что идет процесс формирования профессионального сообщества, что не может не радовать.

О недостатках говорить не имеет смысла, единственное — очень стремительно пролетело время, и в силу плотности графика, информации, материала, может быть, немного не хватило времени на расширение контактов за рамками аудитории. Человеческие контакты тоже были бы не лишними!

Борисов Иван Александрович
Екатеринбург
Уральский государственный университет им. Горького.

Иван Борисов
Иван Борисов
— Представленный мною на летней школе проект — моделирование мотивирующего трудового контракта с учетом нематериального стимулирования — пока находится на начальной стадии. Это попытка расширить круг анализируемых в существующих моделях факторов. В частности, я пытаюсь показать, что не только переменная, но и постоянная часть вознаграждения может играть мотивирующую роль при участии в трудовом контракте. Кроме этого я пытаюсь учесть то, что во многих реальных трудовых контрактах участник контракта, работник, строго выигрывает от участия в данном контракте. В дальнейшем я надеюсь выйти на эмпирическое исследование, если это удастся, и думаю, что результат будет интересный.

Обсуждение на летней школе представляет для меня пользу уже тем, что оно четко очерчивает недостатки, которые до этого казались вторичными. Я считаю, что любой исследователь, любой преподаватель, должен активно общаться с научным сообществом высоких профессионалов в данной области. В то же время, участие в подобного рода проектах позволяет определить направление дельнейшего движения, увидеть новые аспекты известных проблем, понять, на каком этапе ты находишься, соотнести свои результат с результатами других исследователей.

Мне было интересно узнать, что многие участники летней школы занимаются если не схожими, то смежными темами, такими как внутренний рынок труда, проблемами, связанными с мотивацией, проблемами, связанными с оппортунизмом. Это было приятно.

Если сравнивать эту летнюю школу с прошлогодней, то надо отметить, что многое поменялось. Ушел экзамен, вместо него появилось обсуждение исследовательских проектов. Подобное обсуждение мне очень понравилось, оно очень полезно для будущей педагогической деятельности. Как минимум будет понятно, как надо спрашивать студентов и чего от них требовать в данном направлении. Интересно было оценить свои способности генерировать идеи, как-то пытаться их защитить. Так же нельзя не отметить более глубокое обсуждение исследовательских проектов. Если в формате прошлой летней школы обсуждали в рамках десятиминутного общения с комментариями, то теперь по каждому проекту был назначен штатный дискуссант, все участники летней школы могли ознакомиться с проектами, которые представлялись другими участниками, выслушать мнение экспертов. То есть, обсуждение получилось гораздо более полным, глубоким и содержательным. Интересно и то, что сменились темы, то есть, на данной летней школе была впервые обозначена тема школы. Мы обсуждали не экономику труда вообще, а различные аспекты, связанные с проблемой мобильности. Это позволило глубже ознакомиться с данной проблемой. На следующих летних школах, скорее всего, будет выбираться следующее приоритетное направление, с которым мы будем знакомиться. Это позволяет сформировать системный взгляд на то, что происходит в данной теме.

Маковская Наталья Владимировна
Могилев, Беларусь
Белорусский государственный экономический университет.

Наталья Маковская
Наталья Маковская
— Я принадлежу к ветеранам — второй раз на летней школе, организованной Лабораторией исследований рынка труда. В очередной раз впечатления только положительные. Школа организована на высоком уровне, в соответствии с европейскими стандартами.

Очень понравилась подача материала. И конечно, очень разумно, когда такая школа проводится изолированно от внешней действительности, что очень мобилизует для работы.

Изменения, нельзя сказать, что кардинальные, но они есть. Если в ушедшем году были представлены курсы 2—3 преподавателей, то сейчас спектр преподавателей расширился, и соответственно спектр материала, который они преподносят. Когда мы судим о том, что было и о том, что есть, мы судим с учетом того багажа, который мы получили в первой школе. С этими знаниями сегодня я себя считаю не то, чтобы слишком подготовленной к восприятию нового материала, но этот багаж уже есть и диалог со специалистами идет на одном языке. И когда мы наблюдаем за реакцией тех, кто приехал впервые, то эта реакция была ровно такая же, как у нас в прошлом году. За год мы адаптировались.

Я презентовала проект — внутренние рынки труда. Дело в том, что мое понимание внутренних рынков труда основывается на синтезе трех подходов — функциональном, институциональном и системном, и я попыталась достроить конструкцию Дорренджера и Пиоре, которые впервые выдвинули эту концепцию. И хотя направление моих исследований носит методологический характер, в нем детально обрисовано направление выхода на практику. Кроме того, уже существует собственная эмпирическая база и панель собственных микроданных на примере республики Беларусь.

У меня была цель — сделать собранный материал понятным. По реакции аудитории я поняла, что это удалось. Но я ехала за критикой, и я ее получила, так же как и в прошлом году. Замечу, что эта критика сыграла весьма положительную роль.

То, что график был перенасыщен, об этом сейчас говорят все, но это не минус. По-другому и быть не может. Участники жаловались, что необходимо больше времени для отдыха. А я скажу — нет, мы приехали работать!

Коробова Елена Николаевна
Витебск, Беларусь
Витебский государственный технологический университет.

Елена Коробова
Елена Коробова
— В прошлом году руководитель моей кафедры Елена Васильевна Ванкевич принимала участие в первой летней школе. Она обрела самые положительные эмоции от летней школы, будучи приятно удивлена тем уровнем, который здесь увидела. Она мне и порекомендовала подать заявку.

Опыт летней школы дает очень позитивный толчок к дальнейшим личным исследованиям, расширяет кругозор.

Я подала заявку по проблеме согласования рынка труда и рынка образовательных услуг. Мое исследование опиралось на информацию Витебского региона, это то, что мне близко и знакомо. Эта проблема достаточно актуальна для нас. Как и все бывшие республики СССР после распада великой державы, мы стали самостоятельными, стали строить свою экономику, и, конечно, происходят структурные сдвиги. Поэтому многие проблемы, которые характерны для переходного периода, характерны и для нас, в том числе, у нас большие трудности профессионального и квалификационного дисбаланса, это меня заинтересовало. Какой выход из положения может быть найден, какие проблемы или какие факторы определяют наличие этой проблемы, и в целом, какой позитивный опыт накоплен в ее решении, и что мы можем сделать для своей республики применительно к особенностям построения нашей модели национальной экономики?

Я нахожусь только на начальном этапе исследования, и поэтому мне важно было бы узнать мнение специалистов, мэтров в проблемах рынка труда о том, в каком направлении мне следует двигаться. Мне было очень полезно услышать мнение ведущих специалистов в области рынка труда в России. Кроме того, я услышала оценку этой проблемы представителей различных регионов. В республике Беларусь эта проблема только начинает обозначаться, а опыт России, страны с различными региональными рынками труда, их особенностями, позволяет выработать новый разносторонний взгляд.

Сильное впечатление на меня произвели те доклады, которые касались исследования проблем с использованием эконометрических моделей и современных подходов к исследованию рынка труда. В республике Беларусь такого сейчас нет и это совершенно новый взгляд для меня, я с этим столкнулась впервые. Было очень интересно посмотреть, как по-разному смотрят на новые проблемы, как подходят к исследованию, к анализу, какие результаты получаются в итоге. Все это произвело на меня сильное впечатление. У нас в республике совершено другой подход к изучению этих проблем, а это кардинально новый взгляд. Использование эконометрических моделей, тесный контакт математики, математической статистики, владение этим аппаратом более высокого уровня, плюс экономические знания, знание экономических закономерностей в синтезе — все это дает потрясающий результат.

Не могу сказать, что сразу начну все это применять — у меня просто нет начальной базы. Такой предмет как эконометрика не является у нас повсеместным в преподавании, и у меня нет знаний. Но по мере того, как я буду знакомиться с трудами, буду постепенно осваивать. Возможно, у меня тоже что-то получится.

Мне хочется поблагодарить организаторов летней школы за возможность участия в таком мероприятии. Я в восторге от уровня подачи материала, аудитории и преподавателей. Хочется пожелать организаторам проекта творческих побед, крепкого здоровья и сил на воплощение очередных планов!

Дмитрий Европин, фото автора

Вам также может быть интересно:

В ВШЭ выяснили причины разрыва в зарплатах между выпускниками и выпускницами вузов России

Исследование Высшей школы экономики показывает: несмотря на одинаковое образование и начальные условия, разница в стартовых зарплатах между мужчинами и женщинами достигает 22%. Это связано одновременно с тем, что выпускницы учатся на менее доходных специальностях, и с тем, что идут работать в сектора с меньшими заработками, поскольку ищут более стабильные и безопасные условия труда.

Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников

Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

NEET-молодежь: что происходит, когда не хватает добросовестности, эмоциональной стабильности и упорства

Высшее образование становится более востребованным, когда развиваются технологии, замещающие рутинный труд, и ИТ-сектор сегодня уже формирует повышенный спрос на специалистов. При этом часть выпускников вузов не учится и не работает, а в целом в группе «свободной» молодежи около трети живет в бедности, как и их родители. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, посвященной человеческому капиталу и заработной плате.

Владимир Гимпельсон рассказал о четырех must have для молодого специалиста

Рынок труда никогда не будет прежним, рассуждали эксперты и игроки рынка в разгар пандемии. Однако изменения оказались менее существенными, чем ожидалось. В чем уникальность сегодняшнего кризиса, почему уровень безработицы быстро вернулся к докарантинным значениям, стоит ли бояться роботизации, за что «штрафуют» старшие поколения и к чему готовиться молодым? На эти и другие вопросы YouTube-канала Вышки ответил Владимир Гимпельсон, профессор факультета экономических наук, директор Центра трудовых исследований ВШЭ.

Рынок труда и пандемия: как сработали меры поддержки

Подстройка рынка труда к кризису во многом оказалась эффективной, система смогла переварить новые вызовы. Однако круг получателей пособий мог быть шире, а главный недостаток мер поддержки занятости — отсутствие обязательств компаний перед работниками. Центр трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатория исследований рынка труда ВШЭ провели совместный онлайн-семинар «Меры пассивной и активной политики на российском рынке труда».

Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего

Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.

Правила успешного фриланса. Как побеждать в конкурсах на бирже удаленной работы

Шансы фрилансера получить конкурсный контракт могут снижаться до 0,1% и взлетать до 40%. Социологи ВШЭ изучили от чего это зависит. IQ.HSE переложил выводы ученых в инструкцию: как существовать на бирже, чтобы оказываться в выигрыше.

Тест: работа мечты существует? Какие трудовые условия соблазняют миллениалов

HR-специалисты охотятся за молодыми творческими работниками. А те меняют фирмы как денди — перчатки. Почему так происходит? Ольга Котомина из ВШЭ по итогам опроса креативщиков в возрасте 19–35 лет выделила пять характеристик идеального рабочего места. На их основе редакция IQ.HSE составила быстрый тест.

Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации

В течение ближайших 10 — 15 лет рынок труда полностью изменится под воздействием цифровой революции. Чему и как нужно учиться в условиях быстрого обновления профессий и технологий на рынке квалификаций? Как выжить вузам в условиях распада традиционных методик преподавания? Когда ждать появления массовой индивидуализации образовательных траекторий? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции ректора НИУ ВШЭ.

Личность на работе. Как трудовые успехи связаны с психологическими качествами

Манера думать, чувствовать и вести себя в определенных обстоятельствах влияет на возможность занятости и величину зарплаты. Эффект от характеристик личности на рынке труда впервые в России измерила Ксения Рожкова.