Российские преподаватели вузов преодолели страх перед цифровизацией
Большинство российских университетских преподавателей оказались готовы к экстренной ситуации и переходу в онлайн в условиях пандемии и локдауна. В то же время они считают дистанционный формат обучения более трудоемким и менее удобным чем «офлайн». Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Центром внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ.
Итоги исследования восприятия преподавателями российских университетов вынужденного перехода на дистанционное обучение и удаленный режим работы в условиях пандемии COVID-19, опубликованы в выпуске №4 2021 г. информационно-аналитических материалов Мониторинга экономики образования. Онлайн-опрос проводился в июне 2020 г., в нем приняли участие 1707 преподавателей из 93 вузов. Вопросы анкеты касались организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения, трудностей, с которыми столкнулись преподаватели, оценки готовности университетов и отдельных сотрудников к произошедшим изменениям.
Результаты масштабного всероссийского опроса свидетельствуют о том, что университеты выстояли и продемонстрировали высокую степень готовности к экстренной ситуации. Отвечая на вопрос «Насколько преподаватели вашего вуза оказались готовы к экстренному переходу на дистанционный формат обучения?», полностью готовыми посчитали себя и своих коллег 14,1% опрошенных, скорее готовыми – 57,2%, совершенно не готовыми – 4,4%. Неготовность университетских административных служб и самих преподавателей к произошедшим изменениям отметили около 20% опрошенных.
В тоже время, более 80% респондентов указали на то, что работа в дистанционном формате более трудоемкая, занятия по их курсам лучше проводить в традиционном формате, а 70% отметили меньшую комфортность такого формата и для них, и для студентов. «С переходом на дистанционный формат работы у меня появилось больше свободного времени», – с таким утверждением согласились только 2,8% опрошенных преподавателей. Более половины (57%) считают, что текущая ситуация, связанная с переходом на дистанционное обучение, может привести к ухудшению качества высшего образования.
Участникам опроса предложили также оценить действия руководства и административных служб вуза по организации обучения в дистанционном формате. Полностью удовлетворены их работой 24,8% опрошенных, 56,1% скорее удовлетворены, 15,2% скорее не удовлетворены, совсем не удовлетворены – 3,9%.
Авторы исследования отмечают, что вынужденный переход на удаленку в условиях пандемии стал одним из наиболее масштабных натуральных экспериментов в истории не только российского, но и мирового высшего образования. Экспертные и академические дискуссии об эффективности использования различных цифровых технологий в образовательном процессе ведутся давно. Однако результаты исследований, выполненных на российской выборке, показывают, что тотальная цифровизация и переход на дистанционное обучение до ситуации пандемии воспринимались преподавателями как далекое будущее.
Подчеркивается, что необходима дальнейшая диагностика состояния высшей школы в новых условиях, мониторинг отношения различных участников образовательного процесса к происходящему, поиск возможности минимизации предполагаемых негативных эффектов – с точки зрения образовательных результатов, опыта студентов и преподавателей.
Ознакомиться с данным исследованием и другими материалами Мониторинга экономики образования можно здесь.