«Кратких курсов по арт-бизнесу много, но хотелось чего-то более основательного»
Как научиться устраивать художественные аукционы и стать своим среди специалистов мирового и российского арт-рынка, рассказала Маргарита Даньшина, выпускница магистерской программы Вышки «История художественной культуры и рынок искусства», специалист-искусствовед аукционного дома Sotheby’s по России и СНГ.
О музейных проектах, бессонных ночах и возможностях выбора
Еще на третьем курсе исторического факультета МГУ я начала работать помощником секретаря в Министерстве культуры РФ. Через некоторое время меня перевели в отдел проверки музейных фондов. После окончания университета я поняла, что хочу чего-то более динамичного и подала резюме на вакансию координатора выставочных проектов в выставочном центре «РОСИЗО». Здесь я организовывала свои первые серьезные выставочные проекты. Затем я перешла в Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина на схожую позицию, но с возможностью организовать проекты уже совершенно иного масштаба: экспозицию работ французского архитектора Ле Корбюзье, выставку Тициана, прерафаэлитов и другие. Когда видишь, какие очереди стоят на «твою» выставку, ощущаешь, что все эти бессонные ночи не напрасны. Но одновременно я понимала, что мне не хватает знаний в сфере арт-бизнеса и экспертизы произведений искусства и начала искать место, где бы могла получить соответствующие знания.
Сегодня в Москве легко можно попасть на какие-нибудь краткосрочные курсы по экспертизе или ведению художественного бизнеса. Но мне хотелось чего-то более основательного и одновременно практико-ориентированного. Серьезно я рассматривала только программы, которые предлагали РГГУ, МГУ и ВШЭ.
О преимуществах Вышки
Магистерская программа факультета истории ВШЭ «История художественной культуры и рынок искусства» оказалась тем вариантом, который удовлетворил все мои требования. Во-первых, на факультете сегодня работают ведущие профессора из того же МГУ или РГГУ, но, кроме того, сюда еще пришли молодые историки, получившие степень PhD в зарубежных университетах. Во-вторых, на программе была возможность самому формировать учебный план, при этом часть наших предметов вообще нигде больше не преподают в таком объеме. И главное, что меня вдохновило — больше половины всего времени обучения мы должны были провести в музеях и реставрационных мастерских Москвы, общаясь с хранителями, художниками, координаторами выставок, чтобы изнутри увидеть, как работает современный российский арт-рынок. И действительно, за эти два года мы побывали во многих музеях (Государственном историческом музее, в ГМИИ им. А.С. Пушкина, в Третьяковской галерее, в реставрационном центре имени Грабаря и других), причем не просто на выставках, а в фондах — местах, куда обычному человеку никак не попасть.
В художественной, или точнее околохудожественной сфере, важно обладать инсайдерской информацией. А когда ты учишься у людей, которые не просто преподают, но и сами являются практиками, ты очень быстро становишься своим в этой «тусовке». Я уверена, что после занятий Александры Даниловой — куратора выставок современного искусства в Москве и Санкт-Петербурге, члена жюри международного биеннале «Манифеста Х» — формируется достаточно точное представление о том, чем живет мир искусства в обеих столицах. И, конечно, меня привлекла идея пройти обучение в Институте искусств Sotheby’s, который является партнером программы.
О стажировке в Sotheby’s
На втором курсе благодаря спонсорской поддержке известного коллекционера Давида Михайловича Якобашвили для студентов нашей магистерской программы был организован недельный курс по арт-бизнесу в Институте искусств Sotheby’s. Нам читали лекции о мировом арт-рынке, о поведении покупателей и продавцов, об инвестициях в произведения искусства, использовании социальных медиа и многом другом. Мы встречались с хранителями музеев, кураторами выставок, мастерами из Лондонской гильдии ювелиров, арт-директорами художественных ярмарок, современными художниками, экспертами аукционного дома Sotheby’s. Такие встречи позволяют узнать, каков в действительности арт-рынок. Владелец одной из крупных лондонских галерей, например, в разговоре с нами сетовал на увеличение популярности художественных ярмарок. По его мнению, ярмарки и онлайн-аукционы в будущем вытеснят галереи. Бонусом к учебе для меня в этой поездке стало знакомство с хранителем коллекции скульптуры музея Виктории и Альберта Марджори Трастед, которая провела нам отдельную экскурсию по экспозиции музея. Моя магистерская диссертация как раз была посвящена истории этого музея, и, конечно, для меня это была большая удача. Я смогла расспросить ее о музейных фондах и конкретных экспонатах.
Сейчас в лондонском музее Tate Britain открылась выставка Казимира Малевича, на которой его «черный квадрат» расположен, как и задумывал автор в 1915 году, в верхнем углу зала — на месте православной иконы. Для меня вот в таких штрихах и подробностях и заключается профессионализм работы куратора выставки
О карьере, профессионализме и языках
Если есть карьерные планы, связанные с работой куратора или эксперта международных аукционных домов — без знания языков здесь не обойтись. Чаще всего, конечно, я использую английский язык, но, например, во французских проектах мне очень помогало то, что я могу общаться и на французском языке. (Еще я знаю польский — это моя странность, мне кажется, у каждого историка она есть.)
Но, конечно, только языковых знаний недостаточно. При всей модности сегодня профессий, связанных с художественным бизнесом, надо понимать, что это огромный труд, включающий и сидение в архивах, и умение построить логистику передвижения произведения искусства из одной страны в другую, и знание культурных особенностей арт-рынка в конкретной стране, и глубокие искусствоведческие знания. Кстати, сейчас в лондонском музее Tate Britain открылась выставка Казимира Малевича, на которой его «черный квадрат» расположен, как и задумывал автор в 1915 году, в верхнем углу зала — на месте православной иконы. Для меня вот в таких штрихах и подробностях и заключается профессионализм работы куратора выставки.
О работе в аукционном доме Sotheby’s
Я уже около года работаю специалистом-искусствоведом в московском офисе аукционного дома Sotheby’s. Мне удалось успешно пройти интервью на эту позицию и с московским руководством, и с лондонским, большую роль в этом сыграл мой опыт работы в музейно-выставочной сфере. Сейчас я занимаюсь преимущественно оценкой и подготовкой к аукционам различных предметов русского искусства. Кроме работы непосредственно с вещами, мы решаем юридические вопросы (вывезти произведения искусства за границу не просто, отдельное спасибо курсу Кирилла Евгеньевича Рыбака по праву в сфере искусства), организуем логистику, готовим каталоги для аукционов. В них кроме фотографий включается провенанс (история владения) произведения и другая информация, например, упоминания о нем в монографиях. Все это требует серьезной работы, усидчивости и, если хотите, исследовательской въедливости. Мне действительно повезло, так как все, чему нас учили на программе — начиная от того, как проводить экспертизу художественного произведения, и заканчивая тем, как описывать памятники искусства — сегодня я использую в своей работе. И конечно, приятно, что я довольно часто пересекаюсь, теперь уже по работе, со специалистами, которые читали нам курсы в Вышке.
Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Все бизнес-идеи пусты, пока не попробуете их на деле»
Работа с прекрасным — это не только высокие материи, но и тонкий расчет, аналитика, менеджмент и даже психология. Искусство может быть бизнесом, и весьма интересным. В рубрике «Конструктор успеха» выпускница Вышки, основатель и совладелец арт-агентства Alma Arts Екатерина Пластинина рассказала, как стать знатоком аукционного дела, не промахнуться с покупкой картины и чем Дубай лучше Лондона.
Реалии в Вышке жесткие
Чем занимаются искусствоведы, кому стоит поступать на исторический факультет Высшей школы экономики и почему нужно быть предпринимателем по жизни, порталу «Учеба.ру» рассказал искусствовед, доцент факультета истории НИУ ВШЭ Санчес Лев Масиель.
Модная, востребованная профессия: искусствовед
В сентябре этого года на факультете истории НИУ ВШЭ начнется преподавание нового образовательного направления по истории искусств (бакалавриат).
Интервью с Шмуэлем Замиром
Интервью участника XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества — профессора Центра по исследованию рациональности Еврейского университета в Иерусалиме Шмуэля Замира (Shmuel Zamir).
«Не стоит путать международное сотрудничество с туризмом»
22 апреля была признана необоснованной жалоба ООО «Малибу» в Федеральную антимонопольную службу на проведение аукциона по выбору агента для подготовки международных визитов, осуществляемых в рамках научной и образовательной деятельности Высшей школы экономики. Комментирует директор по инновациям и развитию предпринимательства ВШЭ Алексей Новосельцев.
Маргарита Даньшина
специалист-искусствовед аукционного дома Sotheby’s по России и СНГ