ВШЭ запустила научный кинолекторий вместе с Обществом «Знание», Ленинкой и Госфильмофондом
В столице начал работу Московский научный кинолекторий — совместный проект Высшей школы экономики, Московского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Миссия кинолектория — познакомить зрителя с наукой через формат кинопоказов научно-популярных фильмов советского периода с сопровождающими лекциями ведущих ученых.
История отечественной науки предстанет в редком для современного зрителя формате уникальных, ранее недоступных широкой аудитории архивных короткометражных фильмов 30–70-х годов XX века из коллекции Госфильмофонда, как оцифрованных, так и пленочных, обладающих особой магией, мягкостью кадра.
На первом кинопоказе 26 августа в рамках Всероссийской акции «Ночь кино» зрители увидели фильм Сергея Владимирского и Анатолия Егорова «Рукописи Пушкина» (1937). Авторы фильма вместе с великим текстологом Сергеем Михайловичем Бонди с использованием аналитического метода разбирают один листок из музейной коллекции рукописей Пушкина — начало поэмы «Медный всадник», а именно то, в какой последовательности поэт вносил в текст правки, учитывая рисунки и пометки на полях. С помощью мультипликации зрителям продемонстрировали, как Пушкин подбирал для поэмы наиболее удачные формулировки.
Никита Анисимов
«Мы запускаем в Москве открытый, уникальный в своем роде кинолекторий, — подчеркнул Никита Анисимов, ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского отделения Российского общества «Знание». — Через показ и анализ черно-белых и пленочных научно-популярных отечественных фильмов мы покажем развитие науки и технологий. Ведущие лекторы расскажут о том, как менялись инструменты науки, возникали новые научные парадигмы, формировались научные прогнозы и гипотезы в таких областях, как медицина, физиология, исследования мозга, физика, химия».
Показ фильма сопровождался лекцией выдающегося киноведа и историка кино Наума Клеймана. Он рассказал о зарождении и развитии жанра советского научно-популярного кино, а также о том, почему пушкинский черновик — это как шифр: чтобы разгадать его слой за слоем, нужно «влезть в психологию поэта».
Андрей Кожанов
«Наш проект будет интересен студентам и всем, кто интересуется наукой, поскольку он позволит не только посмотреть редкие научно-популярные фильмы, задать вопросы экспертам, но и сделать это в стенах крупнейшей библиотеки страны», — отметил Андрей Кожанов, директор Центра академического развития студентов и Московского городского отделения Российского общества «Знание».
Особенность кинолектория заключается в том, что зрители увидят архивные пленочные научно-популярные фильмы 1930–1970-х годов, многие из которых будут показаны широкой публике впервые. Будет использован кинопроектор «23КПК» — самая распространенная модель 80-х для экранов шириной до 12 метров.
Приглашаем студентов и сотрудников Вышки присоединяться к кинопоказам и вместе с экспертами и учеными смотреть и думать о том, какие научные прогнозы сбылись, какие научные парадигмы победили, насколько способы популяризации научного знания через форматы неигрового кино актуальны сегодня. Кинолекторий будет проводиться регулярно в кинозале Российской государственной библиотеки. Следите за анонсами лекций в телеграм-канале и на сайте кинолектория.
Вам также может быть интересно:
Вышка исследует потребности глухих
В последнее воскресенье сентября в мире традиционно отмечается День глухих. В этом году факультет социальных наук (ФСН) Высшей школы экономики присоединился к празднику и совместно с Московской городской организацией Всероссийского общества глухих (МГО ВОГ) запустил исследование потребностей глухих и слабослышащих москвичей в социальных услугах и доступности среды.
В Высшей школе экономики открылась межфакультетская Музейная лаборатория
Вышка запустила межфакультетскую Музейную лабораторию, которая станет устойчивым центром экспертной поддержки в сфере музейного дела. Ее миссия связана с изменением современных моделей восприятия культуры и трансформацией институциональной среды. Лаборатория специализируется на модернизации музейных практик и повышении престижа музеев, формируя пространство для профессионального диалога и внедрения инноваций.
30 студентов из 19 университетов приняли участие в исследовательской экспедиции НИУ ВШЭ в «Новом Херсонесе»
В рамках программы студенческих экспедиций «Открываем Россию заново» при поддержке программы Росмолодежи «Больше, чем путешествие», президентской платформы «Россия — страна возможностей», а также Симферопольской и Крымской епархии НИУ ВШЭ на базе Школы молодого гуманитария провела исследовательскую экспедицию на территории музейно-храмового комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. По ее итогам будут разработаны предложения по организации просветительских проектов в области формирования исторической памяти молодежи о роли Херсонеса, Крыма и византийского наследия в истории российской культуры и государственности.
Большие группы студентов эффективнее используют ИИ в обучении
Исследователи Института образования и факультета экономических наук НИУ ВШЭ узнали, от каких факторов зависит качество групповой работы студентов, когда они выполняют ее в сотрудничестве с ИИ. Оказалось, что, помимо уровня знаний команды, важен размер группы: чем она больше, тем эффективнее работа. Статья ученых опубликована в журнале Innovations in Education and Teaching International.
Завершила работу Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам
С 17 по 21 сентября на базе «Горная легенда» Адыгейского государственного университета прошла Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам. Организаторами мероприятия выступили Лаборатория экспериментальной лингвистики АГУ, Центр языка и мозга и Центр социокультурных и этноязыковых исследований НИУ ВШЭ. Школа собрала более 50 участников — студентов, аспирантов и молодых исследователей из разных регионов России, а также слушателей и спикеров из Франции, Сербии, Китая, Турции, Казахстана и Узбекистана.
Испугать и обмануть: почему люди поддаются на уловки мошенников
В НИУ ВШЭ прошел IX Фестиваль финансовой грамотности и предпринимательской культуры для старшего поколения. Почему люди верят мошенникам и как можно защитить себя и близких от угрозы кражи денег, обсудили эксперты-психологи на дискуссии, состоявшейся в рамках фестиваля.
Бренд-медиа ВШЭ запустило подкаст о профессиях будущего «Кем стать, когда вывезу»
IQ Media — бренд-медиа Высшей школы экономики — запускает новый проект «Кем стать, когда вывезу», посвященный профессиям будущего. В девяти выпусках подкаста эксперты ВШЭ из разных сфер — маркетологи, специалисты по будущему, инженеры, эксперты по кибербезопасности, юристы, биоинформатики — рассказывают о том, чему и где научиться уже сейчас, чтобы быть востребованным в будущем.
«Вышка школьникам»: как прошел осенний фестиваль образовательных проектов
14 сентября состоялось одно из самых масштабных университетских событий осени — фестиваль «Вышка школьникам». Чтобы показать все многообразие своих активностей, Высшая школа экономики второй год проводит такое масштабное и яркое мероприятие для учащихся разных классов и их родителей. Фестиваль набирает популярность: число посетителей в этот раз на 1000 больше, чем в прошлом году, — более 8000 участников зарегистрировались, чтобы провести день с пользой на Покровском бульваре, 11.
Ученые выяснили, что мозг реагирует на чужие действия, как на свои
Когда мы наблюдаем, как кто-то двигает пальцем, наш мозг не остается в стороне. Работа ученых из НИУ ВШЭ и Лозаннского университетского госпиталя показала, что наблюдение за движением активирует моторную кору так, словно мы сами совершаем это действие, и при этом заглушает ненужные мышцы. Результаты опубликованы в журнале Scientific Reports.
IQ Media и другие проекты Вышки — в шорт-листе премии PROBA Awards
Сразу несколько проектов Высшей школы экономики вошли в шорт-лист международной премии в области коммуникаций PROBA Awards. Среди них бренд-медиа НИУ ВШЭ IQMedia (номинация «Бренд-медиа»). Первое полноформатное университетское медиа для внешней аудитории было запущено в 2024 году командой Дирекции по маркетинговым коммуникациям университета.