• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке прошли обучение преподаватели из девяти регионов России

В НИУ ВШЭ завершилась очная часть программы повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0», слушателями которой стали преподаватели вузов и других образовательных организаций из разных регионов России — от Дальнего Востока до Калининграда. Сейчас они, вернувшись домой, продолжают учиться дистанционно, а в конце недели состоится итоговая аттестация: слушатели представят обновленные версии своих учебных курсов. Рассказываем, чему их учили и как они будут применять полученные знания на практике.

Программа повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» реализуется впервые. В ее основе лежит семилетний опыт внутриуниверситетского проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» (Teach4HSE), играющего важную роль в повышении качества преподавания в НИУ ВШЭ. Этот опыт было решено распространить на внешних слушателей.

Программа рассчитана на две недели (первая неделя — очные занятия, вторая — консультации онлайн и самостоятельная работа) и реализуется в формате мастерских.

Мастерская Андрея Дементьева
© Высшая школа экономики

В рамках очной части четыре ведущих преподавателя НИУ ВШЭ провели занятия по тем аспектам развития педагогического мастерства, в которых они являются признанными специалистами. Мастерская директора по развитию преподавательского мастерства Андрея Дементьева была посвящена подходам к проектированию учебного курса, руководителя Центра образовательных технологий Международного института экономики и финансов Наталии Колядиной — формирующему и итоговому оцениванию, доцента департамента психологии факультета социальных наук Миланы Хачатуровой — командной и групповой работе студентов, доцента департамента образовательных программ Института образования Марии Лытаевой — проектированию курсов в смешанном формате.

Мария Лытаева
© Высшая школа экономики

Кроме того, в программу вошли три лекции: первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев рассказал о современном кризисе в преподавании, профессор департамента образовательных программ Института образования Елена Чернобай — о педагогическом дизайне, доцент департамента организационного поведения и УЧР Высшей школы бизнеса Ольга Зеленова — о стратегиях обучения глазами студентов.

«За пять дней мы постарались дать слушателям как можно больше нового, провокативного знания, чтобы, вернувшись в свои университеты, они его осмыслили и обсудили с коллегами на кафедрах. Сейчас они под руководством наставников готовятся к итоговой аттестации — работают над презентациями обновленных версий своих учебных курсов. На защите им предстоит показать, какие изменения они внесли в свои курсы благодаря нашей программе, или обосновать отсутствие необходимости таких изменений», — поясняет директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ Оксана Черненко.

Оксана Черненко
© Высшая школа экономики

Изначально программа была рассчитана на вузовских преподавателей, представляющих разные дисциплинарные поля, и они действительно составили костяк группы. Представлены Амурский госуниверситет, Сибирский государственный медицинский университет (Томск), Сибирский государственный университет водного транспорта (Новосибирск), УрФУ, СПбГЭУ и другие вузы. Кроме того, программа вызвала интерес и у представителей общего и дополнительного образования — среди слушателей есть преподаватели частных школ и образовательных центров.

«Мы честно предупреждали, что наша экспертиза лежит в области высшего образования, но поучиться у наших мастеров изъявили желание также те, кто работает с детьми и подростками, преподает на курсах для взрослых. Для нас это было неожиданностью, но они хорошо вписались в группу, обменивались опытом с коллегами из высшей школы. Все-таки общее, высшее и дополнительное образование — это сообщающиеся сосуды, и проблемы, вызовы, с которыми сталкиваются преподаватели, во многом похожи», — говорит Оксана Черненко.

Никита Шультайс — основатель и преподаватель Центра дистанционного обучения Shultais Education (Калининград), в котором обучают взрослых людей программированию, верстке и работе с базами данных. На курсы в Москву он прилетел вместе с супругой, которая тоже учится в НИУ ВШЭ, но на другой программе, посвященной бизнес-консультированию, и на прошлой неделе у нее также были очные занятия.

Никита Шультайс
© Высшая школа экономики

«У меня базовое педагогическое образование, но это не означает, что я не должен развиваться как педагог, — размышляет Никита Шультайс. — Так что отслеживаю интересные программы повышения квалификации и, если вижу, что они могут быть мне полезны, иду учиться. На этот раз мне было особенно интересно узнать о лучших практиках организации групповой работы студентов, о том, как сделать ее не очень затратной для преподавателей и максимально эффективной. Планирую запускать групповую работу в онлайн-формате на наших курсах, включая тот, который веду сам».

Доцент Сибирского государственного медицинского университета Светлана Камалова преподает основы фармацевтической биотехнологии. По ее мнению, одна из сложностей преподавательского ремесла заключается в том, что всегда есть соблазн учить так, как когда-то учили тебя. Но времена меняются, приходят новые поколения студентов, и преподаватель должен не просто быть в курсе современных трендов, но также владеть современными педагогическими технологиями.

Светлана Камалова
© Высшая школа экономики

«Мне понравилось, как организована работа со студентами в Вышке, — рассказывает Светлана Камалова. — У вас четыре модуля вместо двух семестров, десятибалльная система оценки. Есть такое понятие, как «накоп» — оценка работы студента в течение одного или нескольких модулей, и в нашем университете можно попробовать его внедрить. По итогам повышения квалификации я переформатирую свой курс — буду увеличивать число интересных заданий, внедрять неожиданные для студентов форматы освоения материала».

Больше всего Светлане понравилась мастерская Марии Лытаевой, которая состоялась в последний день очной части программы. «Это был взрыв мозга, переформатирование в принципе всего. До этого четыре дня накапливалась информация, я не успевала ее структурировать, а когда пришла Мария Александровна, сразу удалось разложить все по полочкам. Она еще раз акцентировала внимание на том, как правильно строить учебный курс, что такое таксономия Блума и как в соответствии с ней планировать занятия, формулировать темы, какие методы контроля использовать», — отметила она.

У Екатерины Агаларовой, доцента Ставропольского государственного аграрного университета, 23 года педагогического стажа, она преподает маркетинг. По ее оценке, в течение всех этих лет ее дисциплина претерпевала большие изменения, так что постоянное повышение квалификации по определению необходимо. На курсы в Вышку Екатерина Агаларова (как, впрочем, практически все слушатели программы) поехала, получив одобрение руководства своего университета, и по возвращении пообещала поделиться полученными знаниями с коллегами.

Екатерина Агаларова
© Высшая школа экономики

«Программа получилась очень гармоничной, и возникало ощущение, что ее реализуют в Вышке уже много лет, — считает она. — Каждый мастер или лектор занял в ней свое место. Каждый день давал новый инсайт. Один из курсов, который я читаю, — “Маркетинг проектов развития сельских территорий”, его слушатели — магистранты, действующие муниципальные управленцы, и, например, таксономию Блума я буду использовать при формировании заданий для них. Вообще же обучение в Вышке побуждает задуматься о переформатировании всех моих курсов — и для людей с опытом работы, и для бакалавров».

Виктория Виниченко, завкафедрой экономики транспорта и финансов Сибирского государственного университета водного транспорта, также преподает и студентам, и взрослым людям — управленцам. «Мне важно сохранять высокий уровень преподавания — держать руку на пульсе, иметь широкий спектр педагогических инструментов и в нужный момент применять те, которые востребованы у конкретной аудитории. В Вышке нам дали именно такие инструменты», — считает она.

Виктория Виниченко
© Высшая школа экономики

Один из популярных сегодня инструментов — искусственный интеллект, которому были посвящены занятия в мастерской Андрея Дементьева. «Он приоткрыл завесу — рассказал, как изменится преподавание через несколько лет, и поделился лайфхаками, которые можно использовать уже сегодня. Например, можно предложить студентам запросить у ChatGPT тот или иной текст, чтобы они в дальнейшем его доработали. И это будет не заимствование, а использование искусственного интеллекта в учебных целях», — рассказывает Виктория Виниченко.

По ее мнению, сам факт обучения преподавателя в Вышке на специальных курсах будет способствовать повышению доверия к нему со стороны любой аудитории, будь то первокурсники или производственники со стажем.

Многие слушатели уже сейчас задумываются о возвращении в Вышку. Светлана Камалова даже выбрала конкретный курс ДПО, который ей необходим, — «Руководитель образовательной программы», а Екатерина Агаларова присматривается к магистерским программам в области управления образованием.

По оценке Оксаны Черненко, первый опыт реализации программы повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» был успешным, интерес к ней оказался высоким, и аналогичную программу в формате мастерской планируется запустить в октябре 2024 года. С учетом накопленного опыта и продолжающихся изменений в высшем образовании содержание будет обновлено — в частности, планируется акцентировать внимание на применении в преподавании искусственного интеллекта.

Галина Можаева, заместитель первого проректора НИУ ВШЭ

Для нас очень важно делиться с коллегами из других университетов, продвигать накопленный в Вышке образовательный опыт через ДПО. Стажировки по программе «Университетское партнерство», обучение в Институте образования в Москве и Кочубей-центре Питерской Вышки, а теперь еще и успешный дебют на открытом рынке программы внутриуниверситетского проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» способствуют развитию партнерских связей с университетами и продвижению НИУ ВШЭ как лидера университетского ДПО в России.

Вам также может быть интересно:

Вышка стала соорганизатором Международного диктанта по финансовой безопасности

С 1 по 30 сентября пройдет Международный диктант по финансовой безопасности. Масштабный онлайн-проект разработан с целью повышения осведомленности людей разного возраста о проблемах в сфере экономической стабильности. Тема этого года — «Новые технологии на страже финансовой безопасности: от личной защиты до суверенитета государства». В новом сезоне НИУ ВШЭ вошел в состав организаторов.

Эпоха ИИ: университеты и бигтехи обсудили трансформацию системы образования

В рамках круглого стола, организованного «Яндекс Образованием», эксперты из ведущих университетов и технологических компаний обсудили будущее системы образования и подготовки IT-специалистов в условиях развития технологий искусственного интеллекта. Высшую школу экономики представляла проректор университета Елена Одоевская.

Ученый в цифровую эпоху: как определить свой профессиональный путь в новом мире

Центр научной интеграции НИУ ВШЭ запускает программу «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры», ориентированную на развитие профессиональных компетенций молодых исследователей. В течение 6 недель слушатели в синхронном онлайн-формате изучат 5 тематических блоков. Обучение начнется 22 сентября. На программу могут поступить все желающие, имеющие или получающие высшее или среднее специальное образование.

Ученые ВШЭ выяснили, почему люди доверяют науке

Исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали степень доверия научному знанию в российском обществе и выявили факторы, которые влияют на восприятие. Оказалось, что доверие к науке больше зависит от повседневного опыта, социальных ожиданий и представлений о пользе, а не от объективных знаний. Статья опубликована в журнале «Мир России».

НИУ ВШЭ и Центр им. Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве

Высшая школа экономики и Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве. Подписи под документом поставили ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и генеральный директор центра Николай Грачев.

Вышка доверит ИИ рутинную работу по созданию программ ДПО

НИУ ВШЭ совместно с EdTech-компанией CDO Global запускает AI-конструкторы для оптимизации разработки курсов дополнительного профессионального образования (ДПО). Новый сервис позволит автоматизировать подготовку учебных материалов и оценочных средств, значительно сократив время и ресурсы, затрачиваемые преподавателями и методистами.

На портале Вышки доступны обновленные «Цифры и факты» и дашборды

Дирекция по аналитике и управлению данными совместно с отделом визуальных коммуникаций разработали новую страницу «Цифры и факты о НИУ ВШЭ» на портале Вышки. Также всем сотрудникам университета доступен дашборд с показателями обновленной программы «Приоритет-2030».

Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах

Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.

На Международной летней школе в КНР Вышка поделилась опытом изучения городских стратегий

На фоне усиления глобальной геополитической и технологической конкуренции ведущие китайские вузы Чжэцзянский университет международных исследований и Пекинский университет организовали совместную Международную летнюю школу. Центральной ее темой стало изучение глобальных региональных и городских стратегий развития. Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ принял участие в работе школы.

ВШЭ и Московский аналитический центр объединят усилия в сфере ИИ

НИУ ВШЭ подписал соглашение о сотрудничестве с ГБУ «Московский аналитический центр». Документ закрепил намерение сторон развивать совместные исследования и внедрять технологии искусственного интеллекта в управление городским хозяйством.